понедельник, 8 февраля 2021 г.

Сюжетные ляпы и матчастевые анахронизмы в "Самом длинном дне в Чанъани"

Сначала про матчасть. Я не буду упоминать такие вещи, как доспехи Юйчан (намеренную отсылку к "Assassin's Creed") или несгораемое платье Таньци. Только всякие малоизвестные штуки, в которых мне самой было интересно разобраться.


1) Персидские (сасанидские) золотые монеты (萨珊金币 сашань цзиньби), найденные у Лунбо и Сюй Биня.

Персидская империя (держава Сасанидов) перестала существовать в 651г., почти за сотню лет до событий СДДЧ - пала под натиском завоевателей-мусульман. Вполне вероятно, что её монеты продолжали ходить по Шёлковому пути и спустя 100 лет - всё-таки драгметалл. 

Но:

Во-1, золотых монет (денаров) в Сасанидской Персии чеканилось очень мало. В Китае их почти (возможно, совсем) не находят, что уж тут говорить про несколько мешков, как в СДДЧ. Гораздо более распространены и в самой Персии, и вдоль всего Шёлкового Пути были персидские серебряные драхмы (а из золотых монет - византийские солиды).

Во-2, монеты в СДДЧ совершенно не похожи на сасанидские монеты. Монеты в СДДЧ очень толстые, настоящие же персидские золотые денары были тонкими - как и персидские же серебряные драхмы на браслете Юйчан. 

Монеты Юйчан, кстати, прекрасно опознаются - это серебряные драхмы Хосрова II Парвиза  (правил в 591–628). Такие были найдены в т.ч. в засветившемся в СДДЧ кладе из Хэцзяцунь


Для примера, вот как выглядел золотой денар того же Хосрова II Парвиза:


Серебряных сасанидских монет на территории Китая найдено много. А вот золотые монеты, попадавшие в Тан, это в основном были византийские солиды.

Мне не удалось найти чёткий скриншот с аверсом золотой "персидской" монеты из СДДЧ, а реверс - вот:


Что это за крылатая женщина? Это не персидская монета и не византийская. Я так и не смогла найти, что же послужило образцом (китайские "нёрды", кажется, тоже остались в недоумении). Больше всего рисунок напоминает реверс древних македонских монет:


На реверсах византийских солидов тоже чеканили крылатых женщин в похожей позе, но византийские "ангелицы" держат в руках ясно различимый христианский крест ростом с них самих.

В общем, реальный прототип монеты остаётся загадкой - но в любом случае персидской она быть не может.


2) Росписи в несторианском храме.

Для справки: несторианство, распространившееся в Сирии, Персии и среди народов Шёлкового пути и существовавшее в эпоху Тан в Китае - это ответвление православия, появившееся уже после разделения и взаимного объявления друг друга еретиками православной и католической церквей.

Что касается сериальных ляпов, то я сдержусь и промолчу про совершенно анахроничные и к тому же сугубо католические кабинки-исповедальни (к тому же появившиеся в Европе только с 16в.) - так было в романе-первоисточнике, к тому же кабинка нужна по сюжету. 

Промолчу и про раздачу крестиков - христианских святынь! - в качестве сувениров на улицах, где их, наигравшись, могут попросту выбросить в канаву: возможно, средневековые китайские несториане не относились к кресту с современным пиететом.

Но не могу не возмутиться одеждой монахов-несториан, один-в-один скопированной с ряс католического(!) монашеского ордена цистерцианцев, основанного в 1098 - через 300 лет после событий СДДЧ. 

А также вот этой фреской: 


Византийский император Юстиниан со свитой, со знаменитой мозаики 6 в. из церкви Сан-Витале в итальянской Равенне?! Серьёзно?

Проблема не только в том, зачем вообще в чананьской несторианской церкви изображение византийского императора со свитой. Это портрет Юстиниана I - того самого, который организовал собор, в ходе которого произошёл разрыв православия с несторианством! Если в каком качестве Юстиниан и мог оказаться в несторианском храме, то разве что на половичке, о который вытирают ноги при входе.

А вот тут - "Поцелуй Иуды" из венецианской базилики Святого Марка?! Построенной аж в 13 в., спустя почти 500 лет после событий СДДЧ?!


Несторианство отпочковалось от православия уже после раскола на православие и католичество, причём православная и несторианская церкви не анафемствовали друг друга, т.е. несториане и "мэйнстримные" православные не видели друг в друге еретиков (в отличие от православных и католиков). Поэтому если если уж тырить монашеские рясы - то православные византийские того времени, тут недостатка в источниках нет (на худой конец, можно посмотреть для вдохновения на одеяния современных несториан - Церкви Востока). А если нужны копии фресок или мозаик для реквизита, то пусть это будут хотя бы византийские (с греческими надписями, коли с сирийскими туго), а не католические (с латынью), учитывая, что несториане и католики взаимно считали друг друга богомерзкими еретиками!
Несторианское христианство в Китае того времени называлось 大秦景教 дацинь цзинцзяо - букв. "Светлое учение Римской империи". Но не надо путать Римскую империю с Римско-католической церковью. Римская империя того времени - это Восточная Римская империя, т.е. Византия (названия "Византия" тогда не существовало - оно появилось только в 1557, когда сама страна уже перестала существовать). Самоназвание Византии - Ромейская империя, Держава ромеев, по сути - Римская империя, наследницей которой она и являлась. 
Ещё надо учитывать, что словом "Дацинь" 大秦, букв. "Великая Цинь", китайцы называли не только собственно Римскую империю, но и весь Ближний Восток (Сирию, Ливан, Израиль и тд): познания китайцев в географии того региона были невелики, и они не делали различий между этими странами и регионами. Начиная с эпохи Тан, с продвижением китайцев на запад для обозначения Византии, Восточной Римской империи, появилось название "Фулинь" 拂菻. А слово "дацинь" стало ассоциироваться с христианами (в основном, несторианского толка), жившими в Китае и вдоль Шёлкового пути. Торговых и дипломатических отношений ни с Римом, ни с католической церковью империя Тан не имела, а вот с Византией - да.

Поэтому в сабах к СДДЧ везде вместо "Римская церковь" следовало переводить "Христианская". 

Изображения в несторианском храме - это особенно досадный ляп, ведь создателям СДДЧ даже не надо было далеко ходить в поисках образцов для реквизита. Вот, например, фреска эпохи Тан, изображающая Вербное воскресенье, из уйгурского несторианского храма (большинство уйгуров тогда было несторианами) в Кочо в совр. Синьцзяно-уйгурском автономном округе Китая:


Какие изображения на самом деле имелись в несторианском храме в Чанъани? Портреты вовсе не византийских императоров, а императоров Тан: Гаоцзу, Тайцзуна, Гаоцзуна, Чжунцзуна и Жуйцзуна, пожалованные Чанъаньской несторианской церкви в знак благоволения императорского двора этой чужеземной религии. Об этом упомянуто в тексте на знаменитой Несторианской стеле, воздвигнутой в Чанъани тем самым Исом из СДДЧ - монахом-несторианином Йездбазедом


3) В 13-й серии Ван Юньсю говорит, что её отец, генерал Ван Чжунсы, командует четырьмя пограничными автономными военными округами (цзеду): Хэдуном, Шофаном, Хэси и Лунъю.

Она забегает вперёд: в 744 Ван Чжунсы командовал только Хэдуном и Шофаном. Лишь в 746 Ван Чжунсы получит под своё начало ещё и Хэси с Лунъю. 
В 744 округом Лунъю командовал генерал Хуанфу Вэймин - тот самый, с которым наследный принц встречается в храме в СДДЧ. В 746 Хуанфу Вэймина, вместе с рядом других высокопоставленных лиц, обвинят в создании политического альянса с наследным принцем и казнят. После этого округ Лунъю передадут Ван Чжунсы, но всего через год его тоже обвинят в поддержке наследного принца, он будет отправлен в отставку и вскоре умрёт.
Командующие пограничных округов обладали большой автономией и сочетали гражданскую и военную власть, так что округа старались не объединять под властью одного человека. (Восстание Ань Лушаня стало возможным только благодаря тому, что под его командованием оказались сразу три пограничных военных округа - Пинлу, Фаньян и Хэдун.) То, что Ван Чжунсы, хотя и на короткое время, стал командующим сразу четырёх округов, - случай беспрецедентный.


4) Курильницы! 

Начну с курильницы в кабинете Ли Би:


Вот её прототип:


Это довольно известный артефакт - керамическая курильница эпохи Южная Сун (1127-1279) из музея в Чжэцзяне (余姚官窑青釉狻猊出香).

Если говорить о форме курильницы Ли Би, то я бы назвала её простительным анахронизмом, тк, хотя оригинал и относится к последующим эпохам, он продолжает развитие традиций, заложенных в эпоху Тан: 

Как раз тогда под влиянием буддизма становятся популярны курильницы в форме лотосов. 

Кроме того - тоже под влиянием буддизма - тогда же на курильницах появляются львы. Этот экзотический иностранный зверь ассоциировался с буддизмом, а именно с Буддой Шакьямуни: в Лотосовой сутре Шакьямуни назван "львом из рода Шакья" и "Львом-мудрецом". Сказано, что Шакьямуни и его ученики идут без страха, как царственные львы. В Китае стало считаться, что изображение льва на курильнице отгоняет зло. (Затем, к эпохе Мин, буддийская символика, по-видимому, подзабылась, и чужеземный лев на курильницах превратился в дракона-льва суаньни, пятого сына царя драконов Лун-вана. Стало считаться, что курильницы в виде суаньни делают потому, что он любит вдыхать дым благовоний.)

В какой-то момент в эпоху Тан два буддийских символа - лотос и льва - на курильницах совместили, и так появилась такая вот новая форма. В эпоху Сун она станет одной из самых популярных.

А вот использование белой с голубым отливом глазури на курильнице Ли Би - более существенный анахронизм. 

Курильница эпохи Сун, проданная в 2016 на аукционе

Такая глазурь - одна из очень характерных черт керамики эпохи Сун. Курильницы эпохи Тан обычно либо из металла, либо покрыты трёхцветной глазурью саньцай - как на многочисленных погребальных статуэтках. Производство керамики тогда просто не позволяло получить глазурь такого типа и цвета - полупрозрачную с голубизной. 

(В эпоху Тан существовала не только глазурь саньцай, но и зеленовато-голубая глазурь жуяо - и она даже засветилась в СДДЧ, - но, во-1, жуяо гораздо темнее, чем материал курильницы Ли Би, и не даёт эффекта полупрозрачности, во-2, она была чрезвычайно дорогой и шла только на посуду императорской семьи и высших сановников. Курильницы из неё не изготовляли.)


С курильницей правого канцлера Линь Цзюлана всё ещё интересней:


Вот образец, по которому она сделана - это курильницы 12в. из Кореи:


Теперь мы знаем, что у курильницы Линь Цзюлана ножки в виде увушных кроликов! Я приглядывалась: да, в СДДЧ кроликов сохранили.

В отличие от курильницы Ли Би, для курильницы Линь Цзюлана всё же использовали материал, более соответствующий эпохе Тан: по-видимому, предполагается, что это позолоченная бронза.

На самом деле я даже могу извернуться и объяснить корейское происхождение этой курильницы. У меня есть две версии:

1) Жена Ян Гочжуна, двоюродного брата Ян-гуйфэй, была кореянкой. А Ян Гочжун в тот период, когда происходит действие СДДЧ, принадлежал к партии Ли Линьфу/Линь Цзюлана. 

2) Другой ставленник Ли Линьфу/Линь Цзюлана, генерал Ань Лушань, как раз незадолго до событий СДДЧ был повышен до командующего пограничным военным округом Пинлу. Это был самый восточный пограничный округ Великой Тан - рядом с Кореей. 

Можно нафантазировать, что корейцы уже в 8м веке делали курильницы такой формы, и этот корейский "сувенир" - подношение либо от Ян Гочжуна, подлизывающегося к боссу, либо от Ань Лушаня - в благодарность за повышение.


И, наконец, курильница судьи Юань Цзая:


Вот тут китайский товарищ пишет, что курильница Юань Цзая изготовлена в стиле эпох Мин или Цин. Т.е. однозначный анахронизм. Не буду спорить.

Эта же самая курильница стоит на столике перед Ли Сянсян:


Про эволюцию китайских курильниц можно почитать тут: 
На китайском, но, благодаря картинкам, история их развития более-менее понятна.


5) Благовоний в виде палочек тогда не существовало, они появились только в конце эпохи Юань (1271-1368). Так что показанные в СДДЧ часы с горящей палочкой благовоний - ещё один анахронизм:


Часы-курения в эпоху Тан существовали, но функционировали иначе. Про них я немного пишу в посте про нравы и моды эпохи Тан тут.


6) Вот эти популярные сейчас летающие китайские фонарики, или "лампы Кунмина", как называют их сами китайцы в честь изобретателя, знаменитого Чжугэ Ляна, чьё второе имя было "Кунмин" - да, это тоже ляп.


Во-1, придуманы эти фонарики были отнюдь не для развлечений. Они использовались на войне - для передачи сообщений между подразделениями, в качестве сигнала тревоги: так же, как сейчас используют сигнальные ракеты. Так что для средневекового китайца летящий в небе фонарик означал вовсе не праздник, а беду - близость войны. Их использование на праздниках началось гораздо позже.

Во-2, они пожароопасны - никто не позволил бы вот так массово запускать их в огромном городе, выстроенном преимущественно из дерева. Сейчас китайские фонарики запрещено запускать во многих странах из-за угрозы пожара.
К слову о пожарах и мерах предосторожности: прообраз мега-фонаря из СДДЧ, гигантский фонарь императора Жуйцзуна, о котором я писала тут, стоял ЗА пределами городских стен Чанъани - как раз во избежание связанных с огнём инцидентов. (Daily Life in Traditional China: The Tang Dynasty) 

7) Императорский трон: тут снова забежали на пару столетий вперёд, в эпоху Сун, и попёрли трон у императора Сун Тайцзу (правившего в 960-976):


Изображение Сун Тайцзу работы неизвестного художника эпохи Сун


Сунским драконам на подлокотниках трона определённо не хватает очарования и уникального стиля драконов эпохи Тан:



Теперь про сюжетные ляпы. Осторожно, СПОЙЛЕРЫ!


1) Расследование выходит на Вэнь Жань благодаря запаху её благовония на трупе убитой певички (той, которая украла подвеску Линь Цзюлана и хотела свидетельствовать против него). Обойдя парфюмерные лавки, Таньци доказывает скептически настроенному Ли Би, что это благовоние совершенно уникально: секрет его производства известен только девушке по имени Вэнь Жань, это благовоние она никому не продаёт и пользуется им сама. В результате, когда расследование заходит в тупик после бегства Цао Пояня, начинаются поиски Вэнь Жань, в ходе которых в итоге и обнаруживается убежище тюркских воинов.

А в финале выясняется, что певичку убил Пан Лин - Вэнь Жань не при чём. Но как же тогда супер-мега-уникальный запах? 

Это достаточно серьёзный ляп, тк именно на уникальном запахе духов строятся все дальнейшие поиски "террористов".

Либо Вэнь Жань была соучастницей Пан Лина в убийстве, либо Таньци знала про связь Вэнь Жань с Лунбо и намеренно её оболгала, чтобы дать Ли Би зацепку в поисках. Но это не вяжется ни с дальнейшими событиями, ни с тем, что мы знаем о Таньци или Вэнь Жань.


2) В сериале даны два противоречащих друг другу варианта того, чем занимался Ли Би перед назначением на пост замглавы управы Цзинъань. Можно выбрать любой по вкусу:

Вариант 1 - из серии 2 (разговор Ли Юя и Ли Би): год назад Ли Би узнал, что император собирается передать власть Линь Цзюлану. Тогда, чтобы защитить наследного принца, Ли Би покинул двор под предлогом занятий даосизмом и в течение 6 месяцев ездил вместе с Таньци по стране - искал улики против Линь Цзюлана. Затем, полгода назад, вернулся и стал замглавы управы Цзинъань. 

Вариант 2 - из серии 30 (флэшбек): Ли Би два года безвылазно медитировал в бамбуковом лесу, не подозревая, что над наследным принцем сгущаются тучи. Он собирался медитировать так ещё 10 лет - но полгода назад к нему приехал Яо Жунэн и рассказал про основание управы Цзинъань и что принцу грозит опасность. Тогда Ли Би согласился вернуться в Чанъань и стать замглавы управы.

Вариант 2, кстати, противоречит не только рассказу Ли Би из 2й серии, но его амбициозным планам, о которых он говорит в своём стихотворении, и тому, что все вокруг (да и он сам) видят в нём будущего блестящего политика и потенциального канцлера, а вовсе не даосского отшельника.

Выглядит так, будто к 30й серии сценаристы забыли, что было раньше, и решили втиснуть флэшбек, противоречащий предыдущей информации. Или, наоборот, флэшбек был написан и снят первым: дело в том, что в романе-оригинале Ли Би как раз не амбициозен, не собирается быть канцлером и не ведёт расследования против правого канцлера. Он возвращается в Чанъань из даосского монастыря исключительно ради принца, когда была создана управа Цзинъань. А в сериале Ли Би добавили политических устремлений: принцу он помогает не только ради дружбы, а ещё и потому, что поддерживает его политическую программу и сам рассчитывает занять при нём высокую должность в будущем.


3) Нефритовая подвеска, которую Таньци использует, чтобы освободить Чжан Сяоцзина.


Яо Жунэн предполагает, что это копия настоящей подвески Линь Цзюлана. По его словам, на изготовление такой копии потребовался бы год.

Во-1, это опять-таки противоречит "бамбуковому" флэшбеку из предыдущего пункта, если верить которому, год назад Ли Би вместе с Таньци ещё медитировали в лесу и никак не могли заниматься изготовлением копии подвески.

Во-2, можно ли сделать хорошую копию, не имея под рукой оригинал? Нет, нельзя. Но ведь подлинную подвеску Ли Би и Таньци могли получить только накануне Праздника фонарей - от певички, которую убил Пан Лин. Но тогда им не хватило бы времени на изготовление копии. Неужели у Таньци не копия, а оригинал? Но Таньци сама говорит, что убийца певички украл подвеску. 

В совокупности с ложным заявлением Таньци о запахе духов Вэнь Жань на трупе певички всё это выглядит странно, слово сценаристы изо всех сил пытались бросить тень на Таньци (и действительно, большая часть китайских зрителей до последнего подозревала её), а потом забыли объяснить казавшиеся подозрительными факты. 
В книге-первоисточнике эта подвеска - подарок Ли Би от наследного принца. На подвеске вырезаны цветы сливы, тк у принца и Ли Би одинаковая фамилия - 李, что значит "слива". Ту же фамилию носит и правый канцлер Ли Линьфу, поэтому Ли Би решает использовать эту необычайно дорогую и искусно вырезанную подвеску, недоступную простому смертному, как знак того, что Таньци послана с приказом от правого канцлера.

В сериале Ли Линьфу переименовали в Линь Цзюлана, так что происхождение подвески тоже пришлось изменить. Линь 林 - это роща, лес, поэтому в сериале на подвеске не цветы сливы, а листья и переплетение древесных ветвей (хотя в диалогах по-прежнему сказано, что на подвеске изображены цветы сливы). 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Тем, кто писал мне на почту с вопросами по сяо и не получал ответа: Причине, по которой этот блог не обновлялся, а указанная в контактах поч...