вторник, 9 февраля 2021 г.

Исторический прототип "Принца Персии" из "Самого длинного дня в Чанъани"


Итак, принц Персии и паркура, 伊斯 yīsī - т.е. "Исы" (или "Ис"). Кто же он такой на самом деле и действительно ли является потомком персидского царевича?

Понятно, что "Исы" 伊斯 yī sī - это попытка передать китайскими иероглифами иностранное -  либо христианское, либо персидское - имя. Иероглифы 伊斯 служат фонетиками для слога "ис" в иностранных словах: например, в "ислам", "Исфахан". (А ещё 伊斯 - это "Йит" в лавкрафтовской Great Race of Yith, Великая Раса Йит.)

Я убила немало времени, пытаясь разобраться, как же Иса зовут на самом деле. Предполагала, что "Исайя", раз уж он христианин. 

В итоге выяснила, спасибо Несторианской стеле - древнейшему христианскому памятнику Китая. Перс-несторианин по имени 伊斯 воздвиг эту стелу в Чанъани в 781 в правление императора Дэцзуна (внука наследного принц Ли Юя из СДДЧ). 

В китайских источниках его настоящее имя указано как "Yazdhozid", в английских - "Yazdbazed". Я слишком мало знаю о фарси, чтобы понять, как правильней и откуда такая разница. 

Вот единственный источник на русском, где он упоминается (это перевод какой-то иностранной статьи, напечатанный в "Вестнике Востока", язык оригинала по ссылке не указан, примечания курсивом мои ):
Одним из наиболее выдающихся полководцев кампании был Иссу (Яздбазед), приехавший в Китай из Балха [это на севере совр. Афганистана], где его отец Милис служил священником. Он был одним из командующих, приближенных к генералу Го [Цзыи], и после решительного подавления восстания его щедро наградили. С его возвышением несториане явно оживились. Каждый год Иссу собирал монахов из четырех монастырей для литургии и медитации. Эти сборы продолжались по целых пятьдесят дней. Более того, Несторианский Памятник [т.е. Несторианская стела] свидетельствует о том, что он был глубоко заинтересован в благосостоянии народа: «Он призывал голодных и кормил их, Он призывал холодных, и одевал их, Он целил больных и выхаживал их, Он хоронил умерших, чтобы они могли отдохнуть»

Ранние несторианские миссионеры были широко известны своими знаниями в области медицины вообще и хирургии, в частности. Поэтому преданность и социальная озабоченность Иссу достойна большого уважения. Преемники Су-цзуна продолжали осыпать несториан знаками монаршего благоволения. Дай-цзун (762-780 гг. правления), например, воздал за их заслуги, преподнеся им благовония, и устроил в честь несторианской общины пир при дворе. В правление императора Дэ-цзуна (780-805 гг. пр.) в честь Иссу и был воздвигнут тот самый Несторианский памятник, которому мы обязаны большей частью наших знаний о несторианстве в период династии Тан. http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/China/VIII/780-800/Nest_stela_Sian/frametext.htm

В цитате Ис назван Яздбазедом, и я не уверена, что это правильно, а не калька с английского: если персидское имя "Yazdegerd" на русском "Йездигерд", то и "Yazdbazed" по идее должно передаваться как "Йездбазед". "Йезд" یزد на фарси означает "чистый" или "святой". 

Кроме того, в цитате указано, что стела воздвигнута в честь Йездбазеда. В других источниках Ис называется заказчиком Несторианской стелы, а стела - посвящённой не ему, а успехам несторианства в Китае.

Известно, что в эру Тяньбао (в начале которой происходит действие СДДЧ) Йездбазед, персидский миссионер-несторианин родом из Балха, занимал относительно высокую придворную должность. Ему и его Чананьской церкви покровительствовал император Сюаньцзун.

Во время восстания Ань Лушаня Йездбазед служил в войске генерала Го Цзыи в качестве советника и дослужился до чина гуанлу-дафу с золотой печатью и пурпурным шнуром*. После Йездбазед занимал должность заместителя генерал-губернатора (цзедуши) Шофанского пограничного округа и одновременно был назначен Министром Двора** и пожалован правом носить пурпурные монашеские ризы***. Чтобы увековечить сложный путь проникновения несторианства в Китай, Йездбазед, потратив два года на строительство, воздвиг во дворе чананьского христианского монастыря каменную стелу, названную "Монумент о распространении несторианского христианства в Китае". Эта стела просуществовала многие века и сохранилась до наших дней.
*Гуанлу-дафу с золотой печатью и пурпурным шнуром - чин 3го ранга (это очень высоко!) При Тан чин гуанлу-дафу 光禄大夫 (без печати) принадлежал ко 2му рангу, а цзиньцзы гуанлу-дафу 金紫光禄大夫 (гуанлу-дафу с золотой печатью и пурпурным шнуром) и инцин гуанлу-дафу 银青光禄大夫 (гуанлу-дафу с серебряной печатью и сине-зелёным шнуром) - к 3му рангу.

**При Тан Министр Двора (殿中监 дяньчжун-цзянь) принадлежал к чиновникам 3го ранга и возглавлял Министерство Двора. Это министерство руководило церемониалом придворных аудиенций и ведало бытом императора. 
***При Тан право носить пурпур принадлежало чинам от 3-го ранга и выше.


Ну а что же насчёт утверждения Иса в СДДЧ, что он является потомком персидского царевича? (Китайцы, похоже, любят делать Иса принцем: в дунхуа "Tianbao Fuyao Lu" он один из героев - и тоже персидский принц, правда, инкогнито.)

Потомки персидского правящего дома в то время и вправду жили в Чанъани:

В 651 персидская держава Сасанидов пала под натиском Арабского халифата. Её последний шахиншах ("царь царей") Йездигерд бежал и был ограблен и убит тюрками под Мервом. А два сына Йездигерда, Белус (где-то на русском видела вариант "Перуз") и Бахрам, отправились в Китай в надежде найти там помощь против Халифата. Вместе с ними в Китай из разорённой Персии прибыло множество беженцев. Император Гаоцзун радушно принял персидских царевичей, построил им в Чанъани дворец, но воевать с Халифатом не стал. Следующий император вроде как дал Белусу должность правителя какой-то провинции. 

Так что в 744, сто лет спустя, потомки Белуса и Бахрама наверняка всё ещё жили в Великой Тан. В принципе, можно предположить, что кто-то из них отправился в Балх, или что в Балхе после разгрома Персии осели другие сыновья Йездигерда. Однако, если бы исторический Йездбазед и вправду являлся прапраправнуком последнего персидского шахиншаха, это, скорее всего, было бы упомянуто в хрониках или на Несторианской стеле: в эпоху Тан ценилось аристократическое происхождение, в тч и иностранное.

1 комментарий:

Жена и наложница - в чём разница?

Раньше это было тут , в посте про китайские имена, но из-за размера вынесла в отдельный пост. Китайское общество, даже при наличии института...