Даосизм в эпоху Тан и одежда даосов того времени (на примере сериала "Самый длинный день в Чанъани")
Эпоха Тан (617-907) стала периодом господства даосизма как государственной
религии и идеологии.
Связь между даосизмом и императорским домом Тан (семьёй Ли) установилась ещё
до основания династии, когда будущие первые императоры Тан, Гаоцзу Ли Юань и
Тайцзун Ли Шиминь, согласились с предложением главы даосской школы Шанцин, Ван
Юаньчжи, признать Лаоцзы своим предком, поскольку по преданию фамилия Лаоцзы
тоже была Ли.
Лаоцзы считается основоположником даосизма и автором "Дао дэ цзин", а с эпохи
Хань он стал ещё и признанным божеством государственного культа, которому
приносили жертвы в государственных храмах. Так что если правители предыдущих
династий всего лишь старались заручиться поддержкой даосских школ, то
императоры Тан замахнулись на большее: на происхождение от божества и на
божественное покровительство как своё неотъемлемое право по рождению.
Почву для восхождения новой династии старательно подготавливали: в 617 и 618
годах тут и там начались чудесные явления Лаоцзы, провозглашавшего, что семья
Ли из удела Тан будет править Поднебесной. В 620 году император Тан Гаоцзу
объявил Лаоцзы "мудрым предком" императорского дома Тан. В 625 и
637 даосизм был объявлен высшей религией страны. В 666 император Гаоцзун
присвоил Лаоцзы титул 太上玄元皇帝 Тайшан Сюаньюань-хуанди (что-то вроде "Верховный предок-император сокровенного учения").
Поэтому в СДДЧ мега-фонарь и посвящён именно Лаоцзы, а не, скажем, Будде или
Конфуцию.
На китайском название фонаря звучит как "фонарная башня
Тайшан-сюаньюань" 太上玄元. Под "тайшан" 太上, т.е. "великий
предок", здесь подразумевается Лаоцзы - предок императорской семьи.
"Сюаньюань" 玄元, букв. "сокровенное начало" - это иносказательно название
даосизма. Т.е. получается фонарная башня "Сокровенного учения Великого
(пра)отца". Это сокращённое название титула, присвоенного Лаоцзы императором
Гаоцзуном.
Поддержав основателей династии Тан в их борьбе за власть, Ван Юаньчжи тем
самым сделал свою школу Шанцин (школу Высшей Чистоты) самой влиятельной в
последующую эпоху.
Даосы считали, что над нашим миром простирается три слоя небес: Шэньцин - Небеса Божественной Чистоты, Шанцин - Небеса Высшей Чистоты, и Юйцин - Небеса Нефритовой Чистоты. Все эти небеса населены бессмертными
разных рангов. С т.зр. школы Шанцин, даосы других традиций достигали только
уровня Небес Божественной Чистоты, тогда как адепты школы Шанцин достигают
состояния "совершенных людей" и поднимаются на Небеса Высшей Чистоты.
***
Костюм Ли Би в СДДЧ - это, безусловно, самое достоверное изображение даоса
эпохи Тан на экране, во всяком случае, на текущий момент. Для его создания
команда даже консультировалась с Даосской ассоциацией Китая.
В то же время дизайн даосского платья в СДДЧ всё равно предполагает
значительную долю фантазии: согласно даосским канонам эпохи Тан, пришедшие в
негодность части облачения полагалось сжигать, поэтому даосских одежд и
аксессуаров того времени не сохранилось. Художникам по костюмам приходилось
опираться на скупые описания и немногочисленные фрески и рельефы, а также на
своё чувство прекрасного. Так что это отнюдь не 100%-но верная реконструкция,
но не из-за недостатка усердия, а просто из-за скудности материалов по этой
теме.
По костюму Ли Би сразу понятно, что он даос - в первую очередь по т.н.
"лотосовой короне" и метёлке-мухогонке (拂尘 фучэнь) в руках -
символу религиозного авторитета, а также по покрою длинной одежды,
контрастирующей с более короткими и практичными халатами-юаньлинпао, в которых ходит большинство других мужчин в сериале.
До эпохи Тан даосы, как правило, одевались так же, как и все прочие люди.
Универсальную систему особых одежд и головных уборов для даосов в эпоху
Тан установил Чжан Ваньфу 张万福 из уже упоминавшейся школы Шанцин. Он
также разработал систему рангов - в зависимости от того, сколько лет
человек изучает даосизм.
Рельеф с даосами эпохи Тан из Сычуани: повышение рангов идёт справа налево, даос с курильницей в руке - самый высокий ранг среди этих троих, справа, в практически "мирской" одежде - самый низкий ранг.
По Чжан Ваньфу, даосы подразделялись на семь рангов, различавшихся головными
уборами и цветом одежд. Одежда даосов - как мужчин, так и женщин - состояла
из накидки 外罩帔, верхнего платья 上褐 (я перевожу здесь 褐 как "платье", но вообще 褐 - это грубая ткань) и нижней юбки 下裙 и контрастировала
с общепринятыми в то время халатами-юаньлинпао, как можно видеть на примере
одежды Ли Би и прочих даосов и даосок в СДДЧ.
3й ранг - жёлтое верхнее платье, чёрный головной платок (玄巾; 巾 означает
любой головной убор без жёсткого каркаса: платок, мягкую шапку).
4й ранг - сюань-гуань (玄冠 "чёрный гуань"), сине-зелёное (青)
верхнее платье. Сюань-гуань - это одна из церемониальных шапок чиновников с
жёстким каркасом, из чёрной полупрозрачной материи.
Тут показан на картинке справа.
5й ранг - жёлтое верхнее платье, сюань-гуань.
6й ранг - фиолетовые верхнее платье и накидка.
7й ранг - добавляется многоцветная накидка (?)
Даосы шестого ранга и выше носили фиолетовые одежды - при Тан этот цвет был
"зарезервирован" за императорским двором и высшими чиновниками. (Подробнее
про статус цветов в эпоху Тан тут)
В сериале Ли Би носит сине-зелёную верхнюю накидку-чанъи 氅衣 с
широкими рукавами и белый традиционный халат-шэньи 深衣 с
запахом крест-накрест, из-под которого видна такая же белая нижняя
юбка.
Чанъи 氅衣 дословно означает "одеяние из перьев". Такие одежды ещё называют
хэчан 鹤氅 ("журавлиные перья") или дачан 大氅 (букв. "большое
перо"). В древности это действительно была накидка из перьев, по форме
напоминавшая шаль - либо церемониальная, связанная с шаманскими культами,
либо просто как способ утеплить одежду в отсутствие меха. К эпохе Тан перья
исчезли, у накидки постепенно стали появляться рукава.
Чанъи в эпоху Тан
Однако такой вид чанъи, как носит Ли Би, сформировался только в эпоху Сун.
Характерные особенности чанъи эпохи Сун и последующих эпох, до Мин
включительно: фасон в виде просторного халата с широкими рукавами, тёмный
кант вдоль ворота, по полам, подолу и по рукавам, завязки спереди на уровне
животе, скрепляющие полы. Обычно чанъи делали без разрезов по бокам (у Ли Би
в СДДЧ чанъи с разрезами). Чанъи не являлся специфической одеждой даосов.
Эту элегантную накидку особенно любили китайские интеллектуалы и
учёные.
Чанъи в эпоху Сун
Так что Ли Би (вместе с дизайнерами СДДЧ) забегает на пару-тройку столетий
вперёд, используя сунский чанъи вместо некой "накидки" неясного вида и
фасона, которую носили даосы эпохи Тан (см. рельеф с 3мя даосами выше).
Впрочем, во-первых, сунский фасон чанъи стойко ассоциируется с
интеллигенцией, что позволило сразу задать тон образу Ли Би в сериале, а
во-вторых, как я писала выше, от одежд даосов эпохи Тан ничего не
сохранилось. Чтобы не повторять сунский чанъи один-в-один, у чанъи Ли Би
сделали нетипичные разрезы по бокам, а к его второму костюму добавили
что-то вроде длинного жилета (могу ошибаться, но у такой одежды нет
исторического прообраза) и использовали ткань с рисунком, хотя обычно
чанъи шились из однотонной ткани.
"Устаканившись" при Сун, в последующие столетия чанъи менялся мало. Затем, в
эпоху Мин, эволюция чанъи пошла двумя путями: с одной стороны, чанъи вроде
как превратился в особую одежду даосов, которую они носят и сейчас (только
это уже не накидка, а халат с запахом крест-накрест), с другой - дал
рождение таким вот тёплым плащам, аналогам пальто, которые носили как
женщины, так и мужчины:
Современный чанъи
Для сравнения - вот ещё одна попытка реконструкции одежды даосов эпохи Тан:
***
Головные уборы даосов эпохи Тан - это либо чёрные повязки
или платки, популярные в то время у всех слоёв общества (про них см.
тут), либо официальные головные уборы - гуани. Именно гуани носят
все даосы в СДДЧ.
Наверное, многие обратили внимание на необычный способ вставления шпильки
в заколку-гуань на пучке волос у даосов в СДДЧ - не слева направо, а сзади
вперёд.
Втыкать шпильку не слева направо (卯酉 маою), как было
общепринято, а сзади вперёд (子午 цзыу) придумал всё тот же Чжан Ваньфу. По его задумке, это символизировало гармонию инь и ян. Только в эпоху Мин и Цин даосы снова стали носить
шпильку слева направо. Я читала, что сейчас даосы северного Китая обычно
носят шпильку в манере цзыу, а даосы с юга Китая - в более общепринятой
манере маою.
Ма (Заяц 卯), ю (Петух
酉), цзы (Мышь 子), у (Бык 午) - это
животные из 12 знаков т.н китайского зодиака, использующегося в т.ч. для
обозначения часов. Циферблат солнечных часов с этими знаками вспомнят
все, смотревшие СДДЧ. Т.о. на русском название способа маою звучало бы
"от 9-ти часов к 3-м часам", а цзыу - "от 12-ти часов к 6-ти часам".
В старину существовало три основных даосских головных убора:
- Юйцин ляньхуа-гуань 玉清莲花冠 - лотосовая корона Небес
Нефритовой чистоты. Только даосы среднего и высшего ранга могли
носить эту корону.
- Шанцин фужун-гуань 上清芙蓉冠 - фужуновая корона Небес Высшей
чистоты.
"Фужун" может переводится и как лотос - 水芙蓉, букв. "водяной фужун", и
как гибискус - 木芙蓉, букв. "дерево-фужун". В стихах и в старинных
текстах под фужуном обычно понимается лотос, в современном языке значение,
кажется, сдвинулось в сторону гибискуса. В данном случае под "фужуном"
подразумевается "лотос". Т.к. в русском языке для обозначения лотоса есть
только одно слово, я оставляю "фужун" без перевода.
- Тайцин юйвэй-гуань太清鱼尾冠 - корона Небес Абсолютной чистоты в форме рыбьего хвоста.
Вроде бы в древности её носил только глава школы Тайцин,
специализирующейся на почитании Лаоцзы.
Все эти короны восходят к эпохе Тан. Их названия связаны с иерархией Небес
и с даосской троицей главных богов - Тремя чистыми 三清:
Слева направо: Тайцин Даодэ-тяньцзунь, Юйцин Юаньши-тяньцзунь и Шанцин
Линбао-тяньцзунь
- Тайцин Даодэ-тяньцзунь 太清道德天尊 - Добродетельный Небесный владыка Великой чистоты. Обычно его изображения держат в руках веер. Считается, что это Лаоцзы.
- Юйцин Юаньши-тяньцзунь 玉清元始天尊 - Изначальный Небесный
владыка Нефритовой чистоты, появившийся ещё до первозданного хаоса,
главный бог даосизма.
Сначала про юйвэй-гуань - заколку-"рыбий хвост". Ниже - единственное изображение юйвэй-гуаня,
которое я нашла. Не знаю, есть ли у его формы тут какое-то историческое
обоснование. Он штука редкая и малопонятная, в современных медиа почти не встречается, связан с почитанием Лаоцзы (на скрине, как я понимаю, как раз Лаоцзы из сериала "Путешествие на запад"), и о нём здесь больше речи
не будет.
Лотосовая корона (ляньхуа-гуань) и фужуновая корона (фужун-гуань) были
более распространены.
Вроде бы фужуновая корона отличается от лотосовой тем, что у лотосовой
лепестки открыты - лотос расцветает, а у фужуновой лепестки сомкнуты -
лотос пока в бутоне. Если посмотреть на рельеф с даосами эпохи Тан на
картинке в начале, то на гуане даоса среднего ранга (в центре) лепестки
цветка действительно плотнее примыкают друг к другу. Хотя такое различие
лотосовых и фужуновых корон может быть и современной интерпретацией.
В общем, с фужуновыми коронами всё как-то тоже мутновато. Их исторических
образцов, по-видимому, как и в случае юйвэй-гуаня, не сохранилось.
А вот лотосовая корона - самый известный и понятный из даосских головных
уборов. Она дожила до сегодняшнего времени и оставила яркий след в моде
и искусстве.
Изображения даосов эпохи Тан в лотосовых коронах.
Сохранилось несколько нефритовых лотосовых корон:
Нефритовая лотосовая корона эпохи Тан из музея Наньцзина
Лотосовая корона эпохи Сун из Столичного музея в Пекине
Лотосовая корона эпохи Сун из Национального музея Китая
Лотосовая корона из музея Ханчжоу
Нефритовая лотосовая корона эпоху Сун из хотанского нефрита,
6х9см
Как церемониальный головной убор даосов, лотосовая корона дожила до
сегодняшнего дня. Вот как она выглядит сейчас:
Исторически лотосовую корону носили не только даосы. В эпоху
Тан, на волне популярности всего, связанного с даосизмом, она
превратилась в женское украшение.
В СДДЧ есть характерная сцена, когда дама подыскивает заколки для
игры в поло - и продавец рекомендует ей лотосовые короны как самый
модный аксессуар:
Как и исторические лотосовые короны из женского гардероба, эти
лотосовые короны в СДДЧ не повторяют один-в-один даосские головные
уборы.
Эпохи Тан и Сун стали пиком популярности "лотосовых корон" у женщин.
Короны становились такими большими, что даже закрывали всю голову.
Постепенно они вышли из моды, уступив в женском гардеробе пальму
первенства "фениксовым коронам" - фэн-гуань 凤冠.
Тан Инь (1470-1524), портрет придворных певиц (фрагмент)
Сейчас, на волне интереса к традиционной китайской одежде, на таобао
есть множество предложений лотосовых корон. Современные
лотосовые короны для женского гардероба выглядят так:
Часто к ним добавляют подвески, но исторической основы под собой
эти подвески не имеют:
Ли Би в СДДЧ носит нефритовую лотосовую корону Небес Нефритовой
чистоты и деревянную фужуновую корону Небес Высшей чистоты:
На самом деле, если бы не подпись на официальных материалах, я бы
решила, что обе короны Ли Би являются фужун-гуанями, т.к. выполнены в
виде бутонов, а настоящую лотосовую корону с раскрытыми лепестками в
СДДЧ носит только Янь Тайчжэнь. Но, видимо, по замыслу дизайнеров, небольшого оттопыривания верхнего края лепестков достаточно, чтобы корона считалась
лотосовой.
Деревянные фужуновые короны носят мальчики-даосы, сопровождавшие
наследного принца, а также даоски из свиты Янь Тайчжэнь.
Медитируя в лесу или покидая Чанъань для странствий по даосским
монастырям в финале, Ли Би тоже надевает деревянную фужуновую корону,
что несколько странно, тк его ранг определённо выше, чем у
даосов-прислужников. Ли Би ведь не получает повышений или
понижений в даосской иерархии за время сериала, так почему носит головные уборы,
соответствующие разным рангам? Впрочем, фужуновая корона Ли Би
благодаря большой шпильке в виде листа отличается от головных уборов
даосов более низкого ранга - возможно, по замыслу создателей СДДЧ, это
помогает не нарушать субординацию?
У Янь Тайчжэнь - лотосовая корона из золота. И она, и её свита одеты в
даосские одежды. У свиты - такие же деревянные фужун-гуани, как у мальчиков-даосов.
В руках у Янь Тайчжэнь тоже мухогонка, как у Ли Би, только иной
формы (麈尾 чжувэй, из оленьих хвостов): знак её
принадлежности к даосам и символ авторитета.
Мухогонка в даосизме символизирует сметание препятствий, устранение
зла и нечистых вещей. Сходное значение она имеет и в буддизме.
На этом скриншоте можно сравнить даосскую одежду Янь Юйхуань с
одеждой сидящей рядом служанки, на которой женское платье
типичного для той эпохи фасона (больше про женскую моду эпохи
Тан тут):
Почему любимая женщина императора Сюаньцзунав СДДЧ - не его
супруга (наложница), а даоска, и живёт в даосском монастыре?
Дело в том, что изначально Янь Тайчжэнь (историческая Ян
Юйхуань, одна из Четырёх знаменитых красавиц Китая; имя "Тайчжэнь", т.е. "высшая истина" - её даосское имя) была женой сына Сюаньцзуна - принца Ли Мао. Отбирать жену у сына
и сразу на ней жениться - как-то не комильфо. А вот если сначала
ненадолго запихнуть понравившуюся девицу в монастырь и потом
жениться уже не на своей снохе Ян Юйхуань, а на даоске Тайчжэнь,
то всё станет гораздо приличнее. Так что вскоре после событий СДДЧ, проведя какое-то время в придворном даосском
монастыре, она станет "драгоценной супругой императора" -
гуйфэй.
Обет безбрачия в эпоху Тан не был обязателен для даосов - целибат
среди них распространился позже, под влиянием буддизма. Некоторые
предпочитали не связывать себя семьёй (как Ли Би, женившийся только
по приказу императора Дайцзуна в 40+ лет), но это было их личным
выбором или традицией конкретного течения в рамках школы. Часто во главе даосской школы стояла семья её основателя, и главенство в школе передавалось его детям. Женщины-даоски, не будучи ни замужними, ни связанными монашескими обетами, часто подвергались критике за "распущенный" образ жизни. Собственно, поэтому я избегаю называть даосов "даосскими монахами". Даоска Тайчжэнь не обязана воздерживаться от секса и, выходя замуж
за императора, обетов не нарушает.
В даосизме, как и во многих других сферах жизни общества, эпоха Тан
была эпохой беспрецедентных возможностей для женщин.
Одни женщины поступали в даосские монастыри из склонности к
религии, другие - чтобы избежать замужества или голодной
крестьянской жизни. Наложниц умерших императоров или знати часто
переселяли в монастырь. Для многих женщин-даосов жизнь в монастыре
была способом получить образование и заняться литературной
карьерой. В даосизм в эту эпоху также влилось множество локальных культов, ведущую роль в которых играли женщины-шаманки и предсказательницы.
Женщины императорской семьи шли в даоски, чтобы избежать
нежелательного брака или самореализоваться вне брака. Принцесса
Тайпин лишь на время стала даоской, чтобы не выходить замуж за правителя
Турфана, однако другими принцессами двигали и истинно религиозные
чувства. Самым знаменитым было рукоположение двух дочерей императора
Жуйцзуна (сестёр императора Сюаньцзуна из СДДЧ) в 711 г. - принцесс Цзиньсянь 金仙 ("золотая бессмертная-сянь") и Юйчжэнь 玉真 ("нефритовая истина"). Церемония посвящения принцесс была отпразднована с невероятной пышностью и размахом, и каждой из
них выстроили по собственному монастырю.
Всего даосками стало около двенадцати принцесс дома Тан (если считать и тех принцесс, которые были внучками и правнучками императоров, то это число будет гораздо больше). Это
позволяло им избегать сковывающих условностей двора, но при этом
продолжать активно участвовать в политике. Они много путешествовали,
занимались искусством и литературой и, если верить враждебно
настроенным конфуцианским источникам, проводили жизнь в разврате и
излишествах.
Даосские монастыри зачастую становились чем-то вроде литературных
салонов, в которых мужчины и женщины совместно обсуждали философские
концепции, обменивались стихами. Подобная вольность не
укладывалась в головы людей последующих, более консервативных
поколений, да и теперь кажется странной: даоску-поэтессу Юй Сюаньцзи часто называют куртизанкой,
несмотря на то, что формально она таковой не являлась - она вела такую же
жизнь, как и прочие её современницы-даоски, выражая свои переживания в ярких
и смелых, очень феминистически звучащих стихах.
Благодарю за подробную информацию о даосах!
ОтветитьУдалитьСпасибо.
ОтветитьУдалить