Если цветок эпохи Тан - это древовидный пион, то музыкальный инструмент -
  лютня-пипа 琵琶. Не зря открывающая последовательность СДДЧ начинается
  с кадра играющей на пипе женщины:
    В древности в Китае, по-видимому, существовали какие-то лютнеобразные
    инструменты, носившие то же название, однако грушевидный прообраз
    современной пипы попал в Китай из Средней Азии,
    Гандхары или
    Кушанского царства (этот же инструмент на западе, в Европе, дал рождение лютне). Первые
    изображения грушевидной пипы появляются в Китае в 4-5 вв. - в эпоху Северных
    и южных династий. Настоящего же пика популярность пипы достигла в эпоху Тан.
  
  
  
    Тогда её называли ху-пипа 胡琵琶, т.е. пипа народов-ху -
    северо-западных "варваров", или "пипа с изогнутой шеей" 曲項琵琶
    цюсян-пипа, однако не ясно, относятся ли эти термины к одной
    разновидности инструмента или к разным. Помимо четырёхструнной пипы, ещё существовала
    пятиструнная пипа с прямым грифом - усянь-пипа 五弦琵琶 (также
    известная как цюцы-пипа 龟兹琵琶, т.е. "пипа из Кучи"), шестиструнная пипа, а также
    двухструнная - хулэй 忽雷.
  
    Лучшими учителями и исполнителями на пипе считались выходцы из Персии и
    Кучи (древнего буддийского государства на севере пустыни Такла-Макан,
    славившегося своими музыкантами и танцорами).
  
  
      Начиная с династии Сун, словом "пипа" стали обозначать исключительно
      четырёхструнную разновидность с прямым грифом. Остальные виды пипы вышли
      из употребления.
    
  
      Современная пипа - четырёхструнная, с округлым корпусом, на ней играют в
      вертикальном положении при помощи специальных накладок на ногти:
    
  
    В отличие от современного способа, в эпоху Тан пипу держали горизонтально,
    как лютню или гитару, а при игре использовали плектр в форме лопаточки, как
    при игре на современном японском сямисэне. Также у пип той эпохи был
    плоский, а не округлый корпус.
  
  
    В СДДЧ показано две разновидности пипы. Первая - это четырёхструнная пипа с
    изогнутым грифом, 曲項琵琶 цюсян-пипа:
  
  
    Другая разновидность пипы, появляющаяся в СДДЧ - это ныне исчезнувшая пятиструнная пипа с прямым грифом, усянь-пипа 五弦琵琶, она же "пипа из Кучи" 龟兹琵琶 цюцы-пипа:
  
  Для сериала они воссозданы по образцу подлинных инструментов из
    японского хранилища Сёсоин, где, благодаря уникальному искусственному микроклимату, уцелело множество
    артефактов эпохи Тан, поднесённых когда-то в дар японскому императорскому
    двору.
  
  
    Характерной особенностью пип эпохи Тан являются отверстия-резонаторы в форме
    полумесяцев на лицевой стороне корпуса, а также роспись на верхней деке, заключённая в
    широкую полосу. Помимо росписей, пипы из Сёсоина украшены потрясающими
    инкрустациями из перламутра, слоновой кости, черепахового панциря, стекла, металла.
  
  Вот, судя по росписи, прототип пипы из открывающих кадров СДДЧ - одна из
  четырёхструнных пип с изогнутым грифом из Сёсоина:
  А вот какая прекрасная инкрустация из слоновой кости и цветного камня у неё сзади:
  Самая знаменитая пипа из коллекции Сёсоина - вот эта единственная
  сохранившаяся
  пятиструнная пипа:
  Реконструкция женского костюма эпохи Тан.
  Исполнитель на пипе Фан Цзинлун 方锦龙 восстановил пятиструнную пипу эпохи Тан
  на основе исторических сведений, зарегистрировал патент и теперь прилагает
  усилия для её популяризации. В видео по ссылке можно послушать, как он
  имитирует на ней звучание разных струнных музыкальных инструментов:
***
  Ещё один инструмент, попавший в Китай по Шёлковому пути, это барабан-цзегу
  羯鼓, на котором в СДДЧ играет Линь Цзюлан:
  Цзегу был заимствован из среднеазиатского царства Куча в эпоху Тан и стал
  популярным инструментом для танцев, особенно среди знати. Император Сюаньцзун
  славился как искусный игрок на этом инструменте и сочинял для него композиции. Вероятно, Линь
  Цзюлан играет на цзегу не просто так, а в подражание императору.
***
  В СДДЧ в кабинете Ли Би в управе Цинъань неожиданно обнаружилась ... арфа кунхоу 箜篌! К
  сожалению, её так и не показали вблизи, но видно, что она инкрустирована
  перламутром, как и пипы из Сёсоина.
    Кунхоу попала в Китай из Средней Азии в эпоху Хань после того, как император
    Хань У-ди начал свои завоевания западных территорий. 
  
  
    В эпоху Тан кунхоу была очень популярна. На фресках эпохи Тан в Дунхуане по
    частоте встречаемости она уступает только пипе. 
  
  
    Затем кунхоу утратила популярность и полностью исчезла в Китае в к. 14в. Ни
    одной кунхоу не сохранилось до наших дней. Даже в чудесной
    "капсуле времени" под названием Сёсоин уцелело лишь два неполных фрагмента.
  
  
    В Японии в эпоху Мэйдзи (1868-1912) попытались воссоздать 23-струнную кунхоу на
    основе сохранившихся в Сёсоине фрагментов:
  
  
      Судя по очень похожим растительным мотивам на кунхоу Ли Би, источником вдохновения для неё могла послужить вот эта японская реконструкция эпохи Мэйдзи:
    
    
    В 20 в. под влиянием европейской концертной арфы в Китае был создан
    инструмент, который тоже назвали "кунхоу", но с древней кунхоу он имеет мало
    общего. От европейской концертной арфы его отличает двойной ряд струн.
  ***
  
    В СДДЧ брат Сюй Хэцзы играет на совершенно современной на вид дицзы, а жаль:
    на его флейте акцентируется внимание (в отличие от чудной старинной арфы Ли
    Би, которую моргнул и не заметил Т_Т), и это была прекрасная возможность
    использовать реплику старинного артефакта. 
  
  
    Например, такого:
  
  
    Поворчу на современную попсовую кисточку (прямиком с таобао), свисающую с его флейты: вешать
    кисточки - это поздний обычай. В эпоху Тан его совершенно точно не
    существовало. Достаточно взглянуть на фрески или картины того времени. Или хотя бы на флейты из Сёсоина с фото выше
    и ниже: ни на одной из них нет отверстий для продевания шнура кисточки.
  
  
    В общем, из всех музыкальных инструментов СДДЧ флейта брата Сюй Хэцзы -
    единственная, которой от меня дизлайк. Учитывая, как бережно подбирался
    реквизит во всех остальных случаях (даже когда камера мельком скользит по музыкантам на пиру!), эта современная флейта с современным
    украшением - как фальшивая нота в безупречно исполненной пьесе.
  
  
    В эпоху Тан существовало множество разновидностей поперечных флейт,
    однако ни одна из них не имела мембраны, как современная дицзы.
    Мембрана появилась поздно, только в эпоху Мин.
  
  
    Судя по концепт-арту, брату Сюй Хэцзы сначала хотели дать вертикальную
    флейту чиба - разновидность китайской флейты
    сяо и предшественницу современной японской сякухати. Это
    было бы здорово: чиба - один из самых популярных и знаковых инструментов
    эпохи Тан. 
  
  
    Вот только на концепт-арте чиба выглядит как современная сякухати,
    изготовленная из изогнутого прикорневого куска бамбука. Такая форма флейты в
    эпоху Тан являлась бы ляпом. И на фресках, и на статуэтках, и на картинах, и
    в Сёсоине вертикальные флейты эпохи Тан - только прямые. (Даже если тогда
    уже существовали наньсяо, "южные сяо", которые сейчас делают той же
    изогнутой формы, что и сякухати, в искусстве они следа не оставили.)
  
  
    Вот как выглядели флейты-чиба эпохи Тан:
  
  
    Резная флейта-чиба
  
  



























Комментариев нет:
Отправить комментарий