суббота, 6 февраля 2021 г.

Музыкальные инструменты эпохи Тан в "Самом длинном дне в Чанъани"

Если цветок эпохи Тан - это древовидный пион, то музыкальный инструмент - лютня-пипа 琵琶. Не зря открывающая последовательность СДДЧ начинается с кадра играющей на пипе женщины:


В древности в Китае, по-видимому, существовали какие-то лютнеобразные инструменты, носившие то же название, однако грушевидный прообраз современной пипы попал в Китай из Средней Азии, Гандхары или Кушанского царства (этот же инструмент на западе, в Европе, дал рождение лютне). Первые изображения грушевидной пипы появляются в Китае в 4-5 вв. - в эпоху Северных и южных династий. Настоящего же пика популярность пипы достигла в эпоху Тан.

Тогда её называли ху-пипа 胡琵琶, т.е. пипа народов-ху - северо-западных "варваров", или "пипа с изогнутой шеей" 曲項琵琶 цюсян-пипа, однако не ясно, относятся ли эти термины к одной разновидности инструмента или к разным. Помимо четырёхструнной пипы, ещё существовала пятиструнная пипа с прямым грифом - усянь-пипа 五弦琵琶 (также известная как цюцы-пипа 龟兹琵琶, т.е. "пипа из Кучи"), шестиструнная пипа, а также двухструнная - хулэй 忽雷.

Лучшими учителями и исполнителями на пипе считались выходцы из Персии и Кучи (древнего буддийского государства на севере пустыни Такла-Макан, славившегося своими музыкантами и танцорами).

Начиная с династии Сун, словом "пипа" стали обозначать исключительно четырёхструнную разновидность с прямым грифом. Остальные виды пипы вышли из употребления.

Современная пипа - четырёхструнная, с округлым корпусом, на ней играют в вертикальном положении при помощи специальных накладок на ногти:


В отличие от современного способа, в эпоху Тан пипу держали горизонтально, как лютню или гитару, а при игре использовали плектр в форме лопаточки, как при игре на современном японском сямисэне. Также у пип той эпохи был плоский, а не округлый корпус.

В СДДЧ показано две разновидности пипы. Первая - это четырёхструнная пипа с изогнутым грифом, 曲項琵琶 цюсян-пипа:



Другая разновидность пипы, появляющаяся в СДДЧ - это ныне исчезнувшая пятиструнная пипа с прямым грифом, усянь-пипа 五弦琵琶, она же "пипа из Кучи" 龟兹琵琶 цюцы-пипа:



Для сериала они воссозданы по образцу подлинных инструментов из японского хранилища Сёсоин, где, благодаря уникальному искусственному микроклимату, уцелело множество артефактов эпохи Тан, поднесённых когда-то в дар японскому императорскому двору.

Характерной особенностью пип эпохи Тан являются отверстия-резонаторы в форме полумесяцев на лицевой стороне корпуса, а также роспись на верхней деке, заключённая в широкую полосу. Помимо росписей, пипы из Сёсоина украшены потрясающими инкрустациями из перламутра, слоновой кости, черепахового панциря, стекла, металла.

Вот, судя по росписи, прототип пипы из открывающих кадров СДДЧ - одна из четырёхструнных пип с изогнутым грифом из Сёсоина:



А вот какая прекрасная инкрустация из слоновой кости и цветного камня у неё сзади:



Самая знаменитая пипа из коллекции Сёсоина - вот эта единственная сохранившаяся пятиструнная пипа:





Реконструкция женского костюма эпохи Тан.

Исполнитель на пипе Фан Цзинлун 方锦龙 восстановил пятиструнную пипу эпохи Тан на основе исторических сведений, зарегистрировал патент и теперь прилагает усилия для её популяризации. В видео по ссылке можно послушать, как он имитирует на ней звучание разных струнных музыкальных инструментов:

 

***
Ещё один инструмент, попавший в Китай по Шёлковому пути, это барабан-цзегу 羯鼓, на котором в СДДЧ играет Линь Цзюлан:


Цзегу был заимствован из среднеазиатского царства Куча в эпоху Тан и стал популярным инструментом для танцев, особенно среди знати. Император Сюаньцзун славился как искусный игрок на этом инструменте и сочинял для него композиции. Вероятно, Линь Цзюлан играет на цзегу не просто так, а в подражание императору.

***

В СДДЧ в кабинете Ли Би в управе Цинъань неожиданно обнаружилась ... арфа кунхоу 箜篌! К сожалению, её так и не показали вблизи, но видно, что она инкрустирована перламутром, как и пипы из Сёсоина.


Кунхоу попала в Китай из Средней Азии в эпоху Хань после того, как император Хань У-ди начал свои завоевания западных территорий. 

Персидская арфа, 7-13в.

В эпоху Тан кунхоу была очень популярна. На фресках эпохи Тан в Дунхуане по частоте встречаемости она уступает только пипе. 

Фреска эпохи Тан.

Затем кунхоу утратила популярность и полностью исчезла в Китае в к. 14в. Ни одной кунхоу не сохранилось до наших дней. Даже в чудесной "капсуле времени" под названием Сёсоин уцелело лишь два неполных фрагмента.

В Японии в эпоху Мэйдзи (1868-1912) попытались воссоздать 23-струнную кунхоу на основе сохранившихся в Сёсоине фрагментов:


Судя по очень похожим растительным мотивам на кунхоу Ли Би, источником вдохновения для неё могла послужить вот эта японская реконструкция эпохи Мэйдзи:


В 20 в. под влиянием европейской концертной арфы в Китае был создан инструмент, который тоже назвали "кунхоу", но с древней кунхоу он имеет мало общего. От европейской концертной арфы его отличает двойной ряд струн.


***


В СДДЧ брат Сюй Хэцзы играет на совершенно современной на вид дицзы, а жаль: на его флейте акцентируется внимание (в отличие от чудной старинной арфы Ли Би, которую моргнул и не заметил Т_Т), и это была прекрасная возможность использовать реплику старинного артефакта. 

Например, такого:

Каменная поперечная флейта из Сёсоина

Поворчу на современную попсовую кисточку (прямиком с таобао), свисающую с его флейты: вешать кисточки - это поздний обычай. В эпоху Тан его совершенно точно не существовало. Достаточно взглянуть на фрески или картины того времени. Или хотя бы на флейты из Сёсоина с фото выше и ниже: ни на одной из них нет отверстий для продевания шнура кисточки.

В общем, из всех музыкальных инструментов СДДЧ флейта брата Сюй Хэцзы - единственная, которой от меня дизлайк. Учитывая, как бережно подбирался реквизит во всех остальных случаях (даже когда камера мельком скользит по музыкантам на пиру!), эта современная флейта с современным украшением - как фальшивая нота в безупречно исполненной пьесе.

В эпоху Тан существовало множество разновидностей поперечных флейт, однако ни одна из них не имела мембраны, как современная дицзы. Мембрана появилась поздно, только в эпоху Мин.


Судя по концепт-арту, брату Сюй Хэцзы сначала хотели дать вертикальную флейту чиба - разновидность китайской флейты сяо и предшественницу современной японской сякухати. Это было бы здорово: чиба - один из самых популярных и знаковых инструментов эпохи Тан. 

Вот только на концепт-арте чиба выглядит как современная сякухати, изготовленная из изогнутого прикорневого куска бамбука. Такая форма флейты в эпоху Тан являлась бы ляпом. И на фресках, и на статуэтках, и на картинах, и в Сёсоине вертикальные флейты эпохи Тан - только прямые. (Даже если тогда уже существовали наньсяо, "южные сяо", которые сейчас делают той же изогнутой формы, что и сякухати, в искусстве они следа не оставили.)

Вот как выглядели флейты-чиба эпохи Тан:

Чиба из резного камня

Резная флейта-чиба

Флейты-чиба из Сёсоина: бамбуковые и из слоновой кости

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Тем, кто писал мне на почту с вопросами по сяо и не получал ответа: Причине, по которой этот блог не обновлялся, а указанная в контактах поч...