Если цветок эпохи Тан - это древовидный пион, то музыкальный инструмент -
лютня-пипа 琵琶. Не зря открывающая последовательность СДДЧ начинается
с кадра играющей на пипе женщины:
В древности в Китае, по-видимому, существовали какие-то лютнеобразные
инструменты, носившие то же название, однако грушевидный прообраз
современной пипы попал в Китай из Средней Азии,
Гандхары или
Кушанского царства (этот же инструмент на западе, в Европе, дал рождение лютне). Первые
изображения грушевидной пипы появляются в Китае в 4-5 вв. - в эпоху Северных
и южных династий. Настоящего же пика популярность пипы достигла в эпоху Тан.
Тогда её называли ху-пипа 胡琵琶, т.е. пипа народов-ху -
северо-западных "варваров", или "пипа с изогнутой шеей" 曲項琵琶
цюсян-пипа, однако не ясно, относятся ли эти термины к одной
разновидности инструмента или к разным. Помимо четырёхструнной пипы, ещё существовала
пятиструнная пипа с прямым грифом - усянь-пипа 五弦琵琶 (также
известная как цюцы-пипа 龟兹琵琶, т.е. "пипа из Кучи"), шестиструнная пипа, а также
двухструнная - хулэй 忽雷.
Лучшими учителями и исполнителями на пипе считались выходцы из Персии и
Кучи (древнего буддийского государства на севере пустыни Такла-Макан,
славившегося своими музыкантами и танцорами).
Начиная с династии Сун, словом "пипа" стали обозначать исключительно
четырёхструнную разновидность с прямым грифом. Остальные виды пипы вышли
из употребления.
Современная пипа - четырёхструнная, с округлым корпусом, на ней играют в
вертикальном положении при помощи специальных накладок на ногти:
В отличие от современного способа, в эпоху Тан пипу держали горизонтально,
как лютню или гитару, а при игре использовали плектр в форме лопаточки, как
при игре на современном японском сямисэне. Также у пип той эпохи был
плоский, а не округлый корпус.
В СДДЧ показано две разновидности пипы. Первая - это четырёхструнная пипа с
изогнутым грифом, 曲項琵琶 цюсян-пипа:
Другая разновидность пипы, появляющаяся в СДДЧ - это ныне исчезнувшая пятиструнная пипа с прямым грифом, усянь-пипа 五弦琵琶, она же "пипа из Кучи" 龟兹琵琶 цюцы-пипа:
Для сериала они воссозданы по образцу подлинных инструментов из
японского хранилища Сёсоин, где, благодаря уникальному искусственному микроклимату, уцелело множество
артефактов эпохи Тан, поднесённых когда-то в дар японскому императорскому
двору.
Характерной особенностью пип эпохи Тан являются отверстия-резонаторы в форме
полумесяцев на лицевой стороне корпуса, а также роспись на верхней деке, заключённая в
широкую полосу. Помимо росписей, пипы из Сёсоина украшены потрясающими
инкрустациями из перламутра, слоновой кости, черепахового панциря, стекла, металла.
Вот, судя по росписи, прототип пипы из открывающих кадров СДДЧ - одна из
четырёхструнных пип с изогнутым грифом из Сёсоина:
А вот какая прекрасная инкрустация из слоновой кости и цветного камня у неё сзади:
Самая знаменитая пипа из коллекции Сёсоина - вот эта единственная
сохранившаяся
пятиструнная пипа:
Реконструкция женского костюма эпохи Тан.
Исполнитель на пипе Фан Цзинлун 方锦龙 восстановил пятиструнную пипу эпохи Тан
на основе исторических сведений, зарегистрировал патент и теперь прилагает
усилия для её популяризации. В видео по ссылке можно послушать, как он
имитирует на ней звучание разных струнных музыкальных инструментов:
***
Ещё один инструмент, попавший в Китай по Шёлковому пути, это барабан-цзегу
羯鼓, на котором в СДДЧ играет Линь Цзюлан:
Цзегу был заимствован из среднеазиатского царства Куча в эпоху Тан и стал
популярным инструментом для танцев, особенно среди знати. Император Сюаньцзун
славился как искусный игрок на этом инструменте и сочинял для него композиции. Вероятно, Линь
Цзюлан играет на цзегу не просто так, а в подражание императору.
***
В СДДЧ в кабинете Ли Би в управе Цинъань неожиданно обнаружилась ... арфа кунхоу 箜篌! К
сожалению, её так и не показали вблизи, но видно, что она инкрустирована
перламутром, как и пипы из Сёсоина.
Кунхоу попала в Китай из Средней Азии в эпоху Хань после того, как император
Хань У-ди начал свои завоевания западных территорий.
В эпоху Тан кунхоу была очень популярна. На фресках эпохи Тан в Дунхуане по
частоте встречаемости она уступает только пипе.
Затем кунхоу утратила популярность и полностью исчезла в Китае в к. 14в. Ни
одной кунхоу не сохранилось до наших дней. Даже в чудесной
"капсуле времени" под названием Сёсоин уцелело лишь два неполных фрагмента.
В Японии в эпоху Мэйдзи (1868-1912) попытались воссоздать 23-струнную кунхоу на
основе сохранившихся в Сёсоине фрагментов:
Судя по очень похожим растительным мотивам на кунхоу Ли Би, источником вдохновения для неё могла послужить вот эта японская реконструкция эпохи Мэйдзи:
В 20 в. под влиянием европейской концертной арфы в Китае был создан
инструмент, который тоже назвали "кунхоу", но с древней кунхоу он имеет мало
общего. От европейской концертной арфы его отличает двойной ряд струн.
***
В СДДЧ брат Сюй Хэцзы играет на совершенно современной на вид дицзы, а жаль:
на его флейте акцентируется внимание (в отличие от чудной старинной арфы Ли
Би, которую моргнул и не заметил Т_Т), и это была прекрасная возможность
использовать реплику старинного артефакта.
Например, такого:
Поворчу на современную попсовую кисточку (прямиком с таобао), свисающую с его флейты: вешать
кисточки - это поздний обычай. В эпоху Тан его совершенно точно не
существовало. Достаточно взглянуть на фрески или картины того времени. Или хотя бы на флейты из Сёсоина с фото выше
и ниже: ни на одной из них нет отверстий для продевания шнура кисточки.
В общем, из всех музыкальных инструментов СДДЧ флейта брата Сюй Хэцзы -
единственная, которой от меня дизлайк. Учитывая, как бережно подбирался
реквизит во всех остальных случаях (даже когда камера мельком скользит по музыкантам на пиру!), эта современная флейта с современным
украшением - как фальшивая нота в безупречно исполненной пьесе.
В эпоху Тан существовало множество разновидностей поперечных флейт,
однако ни одна из них не имела мембраны, как современная дицзы.
Мембрана появилась поздно, только в эпоху Мин.
Судя по концепт-арту, брату Сюй Хэцзы сначала хотели дать вертикальную
флейту чиба - разновидность китайской флейты
сяо и предшественницу современной японской сякухати. Это
было бы здорово: чиба - один из самых популярных и знаковых инструментов
эпохи Тан.
Вот только на концепт-арте чиба выглядит как современная сякухати,
изготовленная из изогнутого прикорневого куска бамбука. Такая форма флейты в
эпоху Тан являлась бы ляпом. И на фресках, и на статуэтках, и на картинах, и
в Сёсоине вертикальные флейты эпохи Тан - только прямые. (Даже если тогда
уже существовали наньсяо, "южные сяо", которые сейчас делают той же
изогнутой формы, что и сякухати, в искусстве они следа не оставили.)
Вот как выглядели флейты-чиба эпохи Тан:
Резная флейта-чиба
Комментариев нет:
Отправить комментарий