вторник, 27 января 2015 г.

Китайская флейта сяо


Вертикальная флейта сяо (箫, xiāo) - один из древнейших музыкальных инструментов Китая: она существует уже почти 3000 лет.

Самые древние сведения о сяо - рисунки на фарфоровой и глиняной посуде династии Цинь (221 г. до н.э). Полагают, что изначально сяо появилась у народности цян (иначе кяны; по-видимому, предки современных тибетцев), населявшей центральную и южную часть провинции Ганьсу и северо-западную часть провинции Сычуань. Древняя сяо имела 3-4 отверстия для изменения высоты извлекаемых звуков. В эпоху Хань (206 до н.э. - 220 н.э) было добавлено 5-е отверстие.

Глиняное изображение человека, играющего на сяо, времён династии "Восточная Хань" (25-220 н.э.) из гробницы в провинции Сычуань

Сяо эпохи Вэй-Цзинь (220-420 гг.) к 247 году имела 6 отверстий и была почти идентична современной. Уже в 20м веке под влиянием европейской музыкальной традиции появились сяо с восемью отверстиями, для облегчения некоторых аппликатур.

Сейчас китайские вертикальные флейты называются "сяо", поперечные - "дицзы". Однако окончательно иероглифы "сяо" 箫 и "ди" 笛 утвердились для обозначения этих инструментов только к началу эпохи Мин (1368-1644). В эпоху Сражающихся царств поперечные флейты с пятью отверстиями и одним закрытым концом назывались "чи" 篪, поперечные флейты с семью отверстиями и открытыми концами назывались "ди" 笛. В эпоху Хань для поперечных флейт использовался термин "хэнчуй" 横吹 или "хэнди" 横笛, а вертикальные флейты назывались просто "ди" 笛. В эпоху Тан (618-907) вертикальная флейта "ди" с четырьмя или шестью отверстиями стала называться "чиба" (尺八, в японском чтении — сякухати), а термин "ди" (или "дицзы") использовался для поперечных флейт. К 12 в. вертикальные флейты стали называть "сяо", а до этого слово 箫 "сяо" обозначало пан-флейту (современную пайсяо 排箫). Вот такая путаница.

Вот как выглядят флейты-чиба эпохи Тан (это инструменты из японского хранилища Сёсоин, где, благодаря уникальному микроклимате строения, до наших дней сохранились предметы, поднесённые в эпоху Тан в дар японскому императорскому двору):

Флейта-чиба из резного камня

Резная флейта-чиба

Флейты-чиба: бамбуковые и из слоновой кости

Поскольку сяо сравнительно легко сделать, она была и остаётся очень популярной в Китае. Обычно сяо изготавливают из бамбука, но встречаются и каменные сяо, например, из жадеита или нефрита, фарфоровые, из слоновой кости. Использовались ли каменные инструменты для музицирования или были только драгоценными сувенирами, вопрос дискуссионный (в звучании они однозначно уступают бамбуковым инструментам).

Сяо из жадеита (династия Цин)Длина: 54.4cm, диаметр: 2.8cm

Сейчас существует две основных разновидности сяо - северная сяо (北箫, beixiao) и южная наньсяо (南箫, nanxiao). Термин "северная сяо" используется редко. Обычно эту флейту называют просто "сяо", тк она не является специфическим инструментом только северных провинций. Другое её называние - дунсяо (洞箫, dongxiao), т.е. что-то вроде "сяо с отверстием" - из-за открытого верхнего конца. 

(Дун)сяо и наньсяо

Дунсяо, она же классическая сяо - это тонкая и длинная флейта, длиной примерно от 70 см до 1 м 25 см. Обладает сравнительно тихим звуком и мягким, приглушённым тембром (хотя в последнее время в связи с ростом популярности сяо для игры соло есть тенденция к увеличению её громкости). Дунсяо изготавливают из т.н. "фиолетового бамбука" - листоколосника чёрного (紫竹, zǐzhú - phyllostachys nigra munro). Верхний конец флейты (т.е. тот, где расположено вдувное отверстие) приходится на стык сегментов бамбукового ствола и закрыт бамбуковой мембраной.

(Дун)сяо vs наньсяо

Наньсяо (южная сяо) родом из юго-восточных провинций Китая за Янцзы и из Тайваня. Она короче (около 64 см) и толще, верхний конец флейты открыт. Изготавливается из прикорневой части жёлтого бамбука, как и более известная у нас японская флейта сякухати. 
По форме вдувного отверстия (лабиума) наньсяо делятся на UU, UV и V. UU - полукруглый внутри и снаружи, наиболее лёгкий для освоения. UV - полукруглый снаружи, но оканчивающийся острым углом с внутренней стороны. V - остроугольный. На флейтах с лабиумом UV и V играть вроде как сложнее.

Существуют также наньсяо со скошенным наискось лабиумом, как у сякухати. Такой тип называется тансяо (唐 箫), т.е. "сяо династии Тан". 

Тансяо

В теории, звук классической сяо негромкий, мягкий; воздуха требуется относительно немного; играть на ней относительно легче, в то время как наньсяо громче звучит, обладает глубоким тембром и требует большего расхода воздуха. Но на практике всё сильно зависит от конкретного инструмента.

Различия между этими разновидностями сяо лежат и в области репертуара. 

"Просто" сяо - это в первую очередь инструмент китайской классической музыки и неизменная спутница цитры гуцинь. Значительная часть классического репертуара для гуциня рассчитана на дуэт с сяо, хотя эти пьесы могут исполняться и соло на обоих инструментах. Негромкое и мягкое звучание "классической" сяо веками шлифовалось так, чтобы идеально сочетаться с гуцинем, поэтому в дуэте с гуцинем используется только "просто" сяо, и никогда - наньсяо. Технически пьесы классического репертуара можно исполнять и на наньсяо, но это будет игра соло: громкая наньсяо попросту заглушит тихий гуцинь. В китайских консерваториях существует специализация на "классической" сяо, но не на наньсяо.

Наньсяо тесно связана с сычжу, "музыкой шёлка и бамбука" (т.е. струнных и духовых) - музыкальной традицией южных провинций (Цзянсу, Чжэцзян, г. Шанхай и тд). Изначально это были любительские деревенские и городские оркестры, которые впервые появились в эпохи Мин (1368–1644) и Цин (1644–1912) и существуют по сей день. В такие оркестры могут входить сяо, дицзы, янцинь, эрху, пипа, шэн, жуань и т.д. в различных комбинациях. Репертуар сычжу - это народная музыка, а также быстрые и ритмичные композиции. В сычжу используется как наньсяо, так и обычная сяо. В целом, наньсяо - это более нишевый инструмент.


***

В древности сяо считалась инструментом отшельников и мудрецов, а игра на ней - формой медитации. Во время династии Хань слово ди (так тогда называлась сяо) связывалось с конфуцианским понятием ди, обозначающем очищение разума от зла. Музицирование на сяо требует определённых навыков и концентрации: если человек находится в возбуждённом состоянии, то он не сможет ничего сыграть. Поэтому считалось, что игра на сяо помогает очистить разум и достичь спокойствия сознания. Чем умиротворённей дух, тем чище и прозрачней становится звук флейты. (И это действительно так: чёрта с два ты чего выдуешь из сяо или сякухати, если не сосредоточишься на дыхании и звуке, а будешь думать о посторонних вещах.) 

Через дыхательную практику игра на флейте связана с системой цигун - работой с жизненной энергией ци. Музицирование на сяо позволяет выработать правильное дыхание, что способствует правильной циркуляции энергии ци в организме.

Подробнее про сяо в китайской культуре я пишу здесь: 


Про сяо существует красивая легенда Игрой на флейте привлечь феникса, восходящая к периоду Чюньцю  (Вёсны и Осени, 722-482 до н.э.):

Нунъюй (弄玉), младшая дочь владыки княжества Цинь, Му-гуна (... - 621г. до н.э), не имела себе равных по красоте и уму. Но она не любила придворную суматоху и строгий дворцовый протокол и предпочитала проводить свои дни в одиночестве, играя на флейте сяо. Нунъюй прилежно занималась каждый день и достигла высокого мастерства.

Му-гун собирался выдать Нунъюй  за одного из сыновей соседних владык, но  та заявила, что выйдет замуж только за того, кто разбирается в музыке и хорошо играет на сяо. 

Однажды ночью, любуясь полной луной, Нунъюй начала музицировать и вдруг услышала полные небесной гармонии звуки, звучащие в унисон её флейте. Девушка прислушалась и поняла, что это где-то далеко поёт бамбуковая сяо. Так продолжалось на протяжении нескольких ночей. Она рассказала об этом отцу, и тот послал военачальника Мэн Мина разыскать загадочного флейтиста.

Проведя в пути много дней,  Мэн Мин прибыл к горе Хуа. Тамошние дровосеки сказали ему: "Юноша по имени Сяоши (箫史) живёт отшельником на утёсе Минсин. Он любит играть на флейте, и эти звуки раздаются на много сотен ли вокруг." Мэн Мин разыскал Сяоши в горах и привёз его во дворец. 

Сяоши прибыл в день праздника Середины осени. Видя, что юноша хорош собой и обладает прекрасными манерами, Му-гун обрадовался и сразу же попросил Сяоши продемонстрировать своё мастерство. Юноша заиграл на сяо, и все присутствующие были очарованы его музыкой. К изумлению придворных, на звуки флейты Сяоши золотой дракон и пёстрый феникс влетели в зал и стали танцевать.

Сяоши и Нунъюй полюбили друг друга, и князь дал согласие на их брак.

Сяоши научил Нунъюй имитировать на флейте песню феникса, и после 10 лет занятий Нунъюй овладела этим искусством: на звуки её флейты прилетали настоящие фениксы с Небес. Му-гун построил для дочери и зятя уединённый дворец под названием "Терраса фениксов".

Однажды вечером Сяоши сказал: "Я никак не могу забыть мои тихие дни отшельничества на горе Хуа". Нунъюй ответила: "Я тоже не люблю мирскую суету. Я с радостью отправлюсь с тобой жить в далёких горах". И они вдвоём ушли на гору Хуа. Там Сяоши и Нунъюй прожили несколько лет. Однажды Сяоши игрой на флейте вызвал дракона, а Нунъюй феникса, и вдвоём они улетели на Небеса, став бессмертными.
(https://www.pureinsight.org/node/5219)





Аппликатуры


Диапазон современных сяо - две с половиной октавы.

Обратите внимание, что, в отличие от западной традиции, где обычно ключевая нота флейты - это нота, получающаяся при всех закрытых отверстиях, ключ сяо - это нота, получающаяся при закрытом октавном клапане и трёх (на 6тидырочной сяо -  двух) верхних отверстиях. Для сяо в ключе G  (соль) первая, самая низкая нота - ре.

Соответствие нот и цифровой нотации для сяо в ключе G (соль):

Аппликатура для сяо с 8-ю отверстиями:


 Аппликатура для сяо с 6-ю отверстиями:


В нижнем ряду таблиц указана соответствующая нота в китайской цифровой системе музыкальной нотации цзяньпу


Хроматическая аппликатура для 8-мидырочной сяо (я добавила к ней известные мне альтернативные способы игры некоторых нот):


В цзяньпу над нотным станом обычно указан ключ, в котором исполняется мелодия, например, 1=С. Это означает, что 1 в нотах - это С (до), и играть мелодию надо, отталкиваясь от этого, т.е. аппликатура 1 при 1=C будет такой же, как у 4 при 1=G, 2 - как 5 при 1=G, и тд. 
 

Звукоизвлечение

Вкратце ключевые моменты: 
  • При игре на сяо отверстия закрывают не подушечками пальцев, а фалангами (да, с непривычки сложно; да, надо тренироваться). 
  • Вдох - через нос с одновременным раскрытием диафрагмы, затем медленный спокойный выдох, при котором воздух выталкивается за счёт напряжения мышц живота. 
  • При одинаковой аппликатуре (например, 5 первой, второй и третьей октавы) высота звука регулируется не механическим передувом, а изменением напряжения мышц живота.  

Советы по выбору и покупке сяо


Эти советы предназначены для тех, кто лишён возможности посоветоваться насчёт выбора флейты с преподавателем или прийти в магазин и попробовать сяо в живую, и кому приходится заказывать инструмент онлайн, зачастую не имея представления, на что при заказе обращать внимание. 

Выбирать флейту лучше в надёжных магазинах, специализирующихся на китайских музыкальных инструментах: redmusicshop.com и easonmusicstore.com. Если их ассортимент не устраивает  - необъятный выбор на таобао и множество посредников к вашим услугам.

Не советую покупать сяо на алиэкспресс. Выбор маленький, в основном сувениры, и флейт от хороших производителей мало: это не тот товар, который пользуется спросом за пределами Китая. Кроме того, бессмысленно ориентироваться на отзывы, тк для такой "экзотики", как сяо, их либо нет, либо они написаны новичками, купившими свою первую флейту. Некоторые продавцы даже на промо-фото не стесняются демонстрировать неровные занозистые лабиумы флейт.

(Апдейт: на алиэкспресс могу порекомендовать магазин производителя сяо и дицзы CHINA YPXD Store, "Юньпин Сяоди": сяо из города Юньпин, которые иногда выделяют в отдельную разновидность сяо. Я приобрела там наньсяо в стиле эпохи Тан, танкоу-сяо, и чрезвычайно довольна покупкой. И нет, эта не та флейта, которая в посте про танкоу-сяо по ссылке - та по-прежнему воняет как 33 китайских химзавода и по всем параметрам в подмётки не годится танкоу-сяо от "Юньпин Сяоди".)

Практически все сяо у продавцов представлены в 6ти- и 8мидырочном исполнении и, как минимум, в ключах G и F, т.е. соль и фа (в отличие от европейской традиции, тут имеется в виду нота, получаемая при закрытии двух, а на 8-мидырочной флейте - трёх верхних отверстий).

Вариант с 6-ю игровыми отверстиями - классический (скорее даже устаревший), но зато аппликатура, если не ошибаюсь, такая же, как у дицзы.
Вариант с 8-ю - более современный, приспособленный для игры полутонов, на нём легче брать некоторые ноты. Если собираетесь использовать сяо как свой основной инструмент, то выбирать нужно однозначно сяо с 8-ю отверстиями.

При заказе на таобао стоит ориентироваться на такие факторы:

- цена (не слишком низкая относительно медианы);
- количество покупок и средняя оценка покупателей;
- в отзывах (гугл транслэйт в помощь) не жалуются, что на флейте трудно играть или она не строит;
- отсутствие украшений (всяких росписей, золота, резьбы и т.п.): слишком вычурная флейта - скорее всего, сувенир;
- важно, чтобы продавец специализировался на традиционных музыкальных инструментах (желательно только на бамбуковых флейтах), а не имел в ассортименте сборную солянку - от чая до пылесосов.

Я дополнительно перестраховалась и выбирала флейты на tmall.com - это тот же таобао, но здесь свои товары предлагают только магазины, а не индивидуальные продавцы.

Конечно, от ошибок никто не застрахован, но, если следовать этим правилам, то шанс приобрести нормальный инструмент существенно возрастёт.

Из мастеров на форуме традиционной китайской музыки http://starvoid.proboards.com/ рекомендуют Дун Сюэхуа (董雪华, Dong Xuehua) и Се Бина (解兵, Xie Bing). Оба - известные изготовители бамбуковых флейт дицзы и сяо. Их флейты можно приобрести как на таобао, так и в магазинах, специализирующихся на китайских музыкальных инструментах: redmusicshop.com и easonmusicstore.com

Обучение игре на сяо - не самый лёгкий и быстрый процесс, особенно при самостоятельном обучении. В случае трудностей важно быть уверенным, что проблема не в бракованном или некачественном инструменте, а в неумении играть и недостатке опыта. Иногда, чтобы убедиться в этом, приходится сменить инструмент, и даже не один. Флейты разных производителей отличаются по лёгкости освоения. Флейта может прекрасно звучать, но новичку с ней управится будет сложно. Поэтому не стоит покупать для начальных этапов обучения профессиональную сяо из самых дорогих.

У хорошего производителя обычно есть линейка разных сяо: "для новичков", "для профессионалов" и "премиум". Сяо "для новичков" - самые недорогие, но это не значит, что они бракованные или менее качественные: они сделаны из более молодого бамбука и потому проигрывают в громкости и глубине звука "профессиональным" (меньшая громкость для сяо отнюдь не минус), лабиум может быть вырезан несколько иначе, что, с одной стороны, лишает возможности осуществлять более тонкий контроль за звуком, с другой - упрощает звукоизвлечение. Сяо "для новичков" сделаны так, что на них легко учиться. 

Новичкам советуют выбирать сяо в ключе G: F сложнее для освоения, требует больше воздуха, к тому же у F игровые отверстия для пальцев расположены дальше друг от друга. Лучше начинать с G и только потом, натренировав диафрагму и пальцы, переходить на F. Всё равно, если заниматься на сяо серьёзно, потребуются флейты в обоих ключах: классические пьесы для дуэта гуциня и сяо (напр., "Дикие гуси опускаются на песчаный берег" 平沙落雁, "Три вариации о цветах сливы-мэйхуа" 梅花三弄) рассчитаны на сяо F, музыка традиции сычжу и некоторые более современные пьесы (напр., "Лунная ночь в цветах на весенней реке" 春江花月夜, "Спокойное озеро под осенней луной" 平湖秋月) - на сяо G.

Сяо изготавливают из бамбука, дерева и пластика.

Что касается пластика, то среди сяо (пока что) нет такого эталона, как, скажем, 30-я и 300-я серии блокфлейт Yamaha, или как сякухати ю (слепок со старинной бамбуковой сякухати, полностью повторяющий её вес, форму и звучание), словом, инструмента, который можно однозначно рекомендовать новичку. Покупка будет на свой страх и риск. Зато можно играть на морозе, в походе, да хоть в ванне.

Дерево или бамбук? У обоих вариантов есть плюсы и минусы.

- У дерева (если оно хорошо выдержано, и если соблюдать правила игры на деревянных инструментах: разыгрывать постепенно, регулярно играть, промасливать и тд) меньше вероятность растрескивания (но не нулевая!)
Бамбуковые флейты трескаются, причём, что парадоксально, чем лучше и дороже сяо или дицзы, тем выше вероятность, что она треснет. Зато потом, словно бы сбросив лишнее напряжение, флейта адаптируется и служит верой и правдой.
Говорят, что почти никогда не трескаются сяо из цельного куска бамбука: трещины обычно появляются как раз рядом с металлическими сочленениями флейты, а у цельных флейт не нарушена структура материала.

- Традиционное звучание сяо - бамбуковое. Дерево звучит иначе. Не как деревянная блокфлейта или пластик, конечно, но всё же. Если вы выбрали сяо за её характерный шепчущий, богатый обертонами звук - на дереве такой же получить не удастся. Это особенно важно, если собираетесь играть дуэтом с гуцинем (но если вы настолько продвинуты, что собираетесь играть дуэтом с гуцинем, то у вас уже есть преподаватель, и он сам вам всё расскажет и поможет с выбором).

- Дерево гораздо тяжелее бамбука. Даже укороченная деревянная сяо будет тяжелее, чем длинная бамбуковая. Это напрягает руки и ограничивает подвижность пальцев, поэтому деревянные сяо обычно делают короткими - в т.ч. чтобы снизить их вес.
Но у длины сяо есть своя причина: "хвост" стабилизирует нижние ноты. Хорошую короткую сяо гораздо сложнее изготовить, чем хорошую длинную сяо.

- Деревянные флейты вытачивают на станках, бамбуковые делают вручную. Поэтому деревянные от одного производителя все примерно одинаковы, а вот бамбуковые - лотерея, в которой приходится полагаться на контроль качества у изготовителя и в магазине.

Чем короче и уже в диаметре бамбуковая сяо, тем она лучше и дороже: маленькую и узкую сяо труднее изготовить, а воздуха для игры на ней требуется меньше. (Это не касается дешёвых укороченных сяо, 短萧: такие сяо, как правило, сильно проигрывают в качестве звука полноценным длинным инструментам, см. выше про функцию длинного "хвоста" сяо.)

Если сяо треснула:

Во-первых, без паники - это норма!


Шаг 1 - загерметизировать трещину.

Есть два варианта, чем это сделать:
- цианоакрилатный клей с высокой(!) текучестью;
- натуральный пчелиный воск (не парафин со свечки).

Перед тем, как применять клей, надо постараться свести вместе стороны трещины. Это мб тяжело, и, если трещина сквозная, то клей может просочиться внутрь флейты. (Честно говоря, я никогда не использовала клей: мне было страшно испортить флейту, пытаясь залить клей в трещину шириной с конский волос.)

Воск можно просто втереть в трещину, особенно если трещина слишком узкая, чтобы заливать туда клей. Это более долгой процесс, зато флейта не останется испорченной и не придётся нюхать запах клея при игре.


Шаг 2 - обмотка.

Обматывать можно чем угодно, лишь бы материал был крепким, нескользким, выдерживал сильное натяжение в процессе обмотки и не растягивался со временем.


Как избежать растрескивания? Не играть подолгу на новой флейте, разыгрывать её постепенно (от 10 минут в день), разбирать, протирать и просушивать после игры, играть регулярно хотя бы по чуть-чуть. Но самое главное - избегать резких перепадов температуры и влажности! Бамбуковые флейты боятся низкой влажности и высоких температур, но резких перепадов они боятся ещё сильнее.

Можно превентивно обвязать флейту в нескольких местах сразу после покупки, если изначально на ней нет обвязки. Самые уязвимые места: рядом с лабиумом и у стыков разборных флейт.

Помогает ли промасливание бамбука от трещин, вопрос спорный. Стоит учитывать, что промасливание меняет звук флейты: он становится более гладким, без хрипотцы (что плюс для деревянной блокфлейты, но минус для бамбуковой сяо). Промасливание может защитить от впитывания конденсата, но не защитит от перепада температур: трескаются (и ещё как!) даже сякухати-дзиари с залакированным внутренним каналом, где никакого впитывания конденсата не происходит в принципе.

Недорогая ученическая сяо с широким внутренним каналом вряд ли растрескается, если соблюдать элементарные правила, описанные выше, а вот с хорошим инструментом с узким внутренним каналом вполне могут возникнуть проблемы, но и они решаемы.

Вообще, если бамбуковой флейте суждено треснуть, то она треснет, и к этому стоит относиться философски. Если трещина заранее внушает священный ужас, лучше поискать пластиковый инструмент.



Полезные ссылки по сяо (список пополняется по мере нахождения новых):


 - В англо- и русскоязычном интернете, к сожалению, мало информации для обучения на сяо. Вот единственное стоящее, что удалось найти: http://www.goamcan.com/lessons/Xiao-01.html - 4 урока игры на сяо.
На этом же сайте есть два урока игры на флейте ди и один урок по сюню.

- Не выдержав практически полного отсутствия обучающих материалов по сяо на всех доступных мне языках, я, в конце концов, "запилила" свои Уроки на основе китайского учебника по сяо, с миди и упражнениями. (Апдейт: сайт, где лежали миди, сдох. Надеюсь, когда-нибудь у меня дойдут руки их перезалить и обновить уроки.)


Разные полезные ссылки:

http://www.long-feng.ru/ - Российское общество цитры цинь "Дракон и феникс": информация про традиционный дуэт сяо и циня, а также координаты преподавателей.

http://www.blf.ru/forum/showthread.php?t=1587 - тема про сяо на форуме "www.blf.ru - Блокфлейта. Школа игры"

 - http://starvoid.proboards.com/ - англоязычный форум, посвящённый традиционной китайской музыке и музыкальным инструментам. Есть раздел про духовые, в т.ч. сяо.

10 комментариев:

  1. Прекрасная статья! Спасибо! Давно Вы изучаете Сяо? Мы тоже изучаем китайскую музыку! Приходите к нам знакомиться! http://www.long-feng.ru/

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо!
      Флейта сяо появилась в моей жизни в 2015, и осваивать мне её приходится самостоятельно, набивая всевозможные шишки в процессе :). К тому же я всего лишь увлечённый дилетант, и, к сожалению, не всегда могу уделять ей столько времени, сколько она того заслуживает.

      Замечательно, что у нас есть общество, посвящённое циню и традиционной китайской музыке! По белому завидую жителям Москвы: цинь это один из тех 2х инструментов, не являющихся флейтами, на которых я мечтаю научиться играть (второй - эрху). Китайская музыкальная традиция прекрасна, и надеюсь, она будет находить всё больше и больше поклонников в России!

      Удалить
    2. С 8 по 15 августа в Москве будут наши Учителя. 9 августа будет их концерт, а в другие дни уроки и культурная программа для них )))

      Удалить
  2. Здравствуйте Aoimevelho.Не подскажете, как покупать сяо на tmail.com?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы, наверное, имели в виду "на tmall.com"?

      Я пользуюсь услугами посредника buycraft.biz: всё достаточно просто - регистрируешься и в личном кабинете формируешь заказ, копируя урл товара и указывая необходимые доп. данные (в случае сяо - ключ, кол-во отверстий и - если у продавца есть разные варианты - из скольких частей флейта). На этом же сайте есть инструкция, как делать заказы самостоятельно, если к услугам посредника прибегать не хочется.

      Главное - запомнить иероглиф 箫, т.е. "сяо". Вводите его в строку поиска на tmall.com и получаете кучу результатов. Если знаете имя мастера (наиболее популярные: 董雪华 Дун Сюэхуа, 解兵 Се Бин), вставляете его тоже. Для уточнения поиска можно ещё ввести 三节款 или 两节款, т.е. из 3х или из 2х частей (или просто 三 или 两, т.е. 3 или 2)

      Вот, например, как записываются характеристики сяо: 三节6孔G调 - из 3х частей, 6 игровых отверстий, ключ G.

      Тут я подробнее пишу про выбор и на что обращать внимание: aoimevelho.blogspot.com/2015/01/blog-post_11.html

      Удалить
    2. Спасибо вам за замечательные статьи, жаль, что наткнулся поздно. Купил флейту на AliExpress и она оказалась "сувениром", но учиться играть, после самостоятельной обработки лабиума и отверстий, можно. Заказывал в ключе F, пришла со знаком F, на деле же ключ D)))(при этом продавец ориентируется только на музыкальных инструментах и флейта стоила 22 доллара, но вот такой удивительный AliExpress). В следующий раз думаю заказать через redmusicshop)

      Удалить
  3. Здравствуйте. У вас прекрасная статья и благодаря ей я очень много чего узнала. У меня есть вопрос. Я в музыке совершенно ничего не знаю. Не знаю банально нот и прочее. С чего лучше начать чтобы однажды начать учиться играть на сяо? 🧙‍♂️❤️

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Приобрести флейту и начать учиться. Слушать записи, смотреть видео выступлений музыкантов, обращая внимание на пальцы. Тренировать лёгкие дыхательными упражнениями и игрой длинных нот. В идеале найти преподавателя - для уроков по скайпу или лично (если вдруг вы из Москвы, то там учителя есть).
      Всё придёт со временем. К тому же в китайской нотной записи используются цифры, это проще, чем европейская нотная запись.

      Удалить
  4. Большое спасибо! Отличная статья! Всё чётко, понятно, по делу.

    ОтветитьУдалить

Тем, кто писал мне на почту с вопросами по сяо и не получал ответа: Причине, по которой этот блог не обновляется, а указанная в контактах по...