Вот такой вот "зверь" ко мне приехал - южная сяо (наньсяо) с лабиумом в стиле эпохи Тан, танкоу-сяо 唐口箫.
Похожа на японскую сякухати, правда?
Что это за инструмент танкоу-сяо?
Для начала немного истории:
В эпоху Тан в Китае наиболее распространённым видом вертикальных флейт были чиба 尺八 . Это слово означало стандартную длину флейты - 1 чи (尺) 8 (八 ба) цуней.
Выглядели чиба вот так:
Это китайские чибы из сокровищницы Сёсоин храма Тодайдзи в японской Наре. В Сёсоине, благодаря уникальному микроклимату здания, уцелело множество артефактов, поднесённых в дар японскому императорскому двору, в том числе и таких хрупких, как музыкальные инструменты и текстиль.
После того, как в эпоху Тан флейта чиба попала в Японию, пути развития китайской и японской чибы разошлись.
Так сложилось, что в Японии чиба оказалась тесно связана с распространением буддизма: одними из её главных популяризаторов были буддийские монахи. Чиба стала инструментом для исполнения медитативной буддийской музыки, и это наложило отпечаток на её репертуар, а репертуар, в свою очередь, продиктовал путь её дальнейшей эволюции на японской почве, что, в итоге, и дало современную флейту-сякухати. Слово "сякухати" - это те же иероглифы 尺八, только в японском чтении.
В Японии китайская чиба утратила одно из игровых отверстий и приобрела ряд других конструктивных особенностей (в т.ч. скрытых от глаз, тк они связаны с формой внутреннего канала флейты). Во избежание изнашивания лабиум (яп. утагучи) стали укреплять роговой вставкой в виде полукружия (школа Тодзан) или трапеции (школа Кинко):
В Китае же срезанный наискось лабиум вышел из употребления. Амбушюр современных китайских вертикальных флейт (сяо) имеет такой вид:
Исторически в Китае существовало множество видов вертикальных флейт, но на сегодняшний день, по большому счёту, осталось лишь две:
1) Длинная и тонкая классическая сяо (или дунсяо), чьё основное предназначение - дуэт с гуцинем.
2) Южная сяо (наньсяо), родом из Тайваня и южных провинций Китая. Она изготавливается из прикорневого бамбука, как и сякухати, и используется в основном в народной музыке сычжу.
***
В чём плюсы и минусы скошенного лабиума? Почему он исчез в Китае, но сохранился в Японии?
Звук флейты рождается, когда воздушный поток рассекается о лабиум. Но, чтобы это произошло, воздушный поток надо сначала на лабиум направить, причём под строго определённым углом.
Самая простая в этом плане из всех духовых - блокфлейта: когда в неё дуешь, то воздух попадает прямо на лабиум и точнёхонько под нужным углом. Это достигается за счёт того самого блока, давшего название флейте. Аналогичным образом устроен и пимак (флейта североамериканских индейцев): у него тоже есть блок, служащий для направления воздушной струи:
Сякухати - это противоположный полюс. В случае сякухати у выдуваемой струи нет вообще никаких "направляющих", чтобы помочь ей попасть под нужным углом на лабиум - эта нагрузка всецело ложится на музыканта. Сяо в этом отношении несколько проще - сам лабиум меньше, значит, меньше и шанс промахнуться, а более глубокий вырез служит чем-то вроде направляющих.
Чем меньше конструкция флейты участвует в процессе образования звука, тем больше контролирует звук сам музыкант. Флейты с лабиумом открытого типа, вроде сяо и сякухати, позволяют варьировать громкость и тембр так, как это никогда не получится на блокфлейте или пимаке.
А "срезанный" лабиум, как у сякухати, позволяет ещё и "изгибать" звук: покачивая флейту вверх и вниз (осуществляя то, что в авиации называется "тангаж") и тем самым меняя угол, под которым воздушная струя рассекается о лабиум, музыкант может уходить то в диез, то в бемоль, или даже занижать/завышать звук на целый тон! С одной стороны, это позволяет добиваться интересных звуковых эффектов, с другой - малейшее отклонение в положении флейты или направлении выдуваемого воздуха тут же сказывается на звуке.
В Японии эта особенность "срезанного" лабиума была инкорпорирована в музыку сякухати и вошла в ноты как особый приём, наряду с форшлагами, трелями, медленным открытием/закрытием отверстий и пр.
В Китае же такую "волатильность" звука, по-видимому, считали дефектом конструкции и в конце концов изменили сяо так, что она стала давать более стабильное звучание. Извлечение полутонов на сяо осуществляется только при помощи аппликатур. В результате сяо позволяет достаточно широко регулировать громкость и тембр звука, по сравнению, скажем, с блокфлейтой, но на ней невозможно случайно "свалиться" в бемоль (на самом деле возможно, но только на некоторых нотах), и она не даёт такого тонкого контроля за звуком, как сякухати.
Историю чибы можно сравнить с историей порошкового чая и чайной церемонии: порошковый чай и сложный способ его заваривания пришли в Японию из Китая всё в ту же эпоху Тан, но китайцы в дальнейшем отказались от порошкового чая и перешли к более простому и быстрому завариванию чая из листьев, а японцы сохранили и усовершенствовали способ заварки порошкового чая, доведя его до совершенства в своей чайной церемонии.
В общем, то, что в Китае рассматривалось как баг, японцы превращали в фичу.
***
Что же такое современная танкоу-сяо, "сяо с лабиумом в стиле эпохи Тан"?
Насколько мне удалось понять, такой скошенный лабиум в Китае полностью вышел из употребления. Только во 2й пол. 20в, когда сякухати прочно завоевала популярность за пределами Японии, китайские мастера-изготовители южных сяо (наньсяо) принялись экспериментировать, пытаясь совместить наньсяо и лабиум как у сякухати. Так что современная танкоу-сяо - инструмент молодой. Или, наоборот, очень древний, тк знаменует собой возврат к традициям более чем тысячелетней давности.
Как и сякухати, танкоу-сяо позволяет изгибать звук, уходя в диез или бемоль - вот только в традиционном репертуаре для сяо необходимости в таких приёмах нет. Также танкоу-сяо не обладает внутренним каналом из двух сходящихся конусов, как сякухати - её канал прямой и ровный, без каких-то ухищрений, что сказывается на звуке.
Комментариев нет:
Отправить комментарий