вторник, 25 мая 2021 г.

Танкоу-сяо - флейта-сяо в стиле эпохи Тан

Вот такой вот "зверь" ко мне приехал - южная сяо (наньсяо) с лабиумом в стиле эпохи Тан, танкоу-сяо 唐口箫.



Похожа на японскую сякухати, правда?

Что это за инструмент танкоу-сяо?

Для начала немного истории:

В эпоху Тан в Китае наиболее распространённым видом вертикальных флейт были чиба 尺八 . Это слово означало стандартную длину флейты - 1 чи (尺) 8 (八 ба) цуней.

Выглядели чиба вот так:

Флейты-чиба: бамбуковые и из слоновой кости

Это китайские чибы из сокровищницы Сёсоин храма Тодайдзи в японской Наре. В Сёсоине, благодаря уникальному микроклимату здания, уцелело множество артефактов, поднесённых в дар японскому императорскому двору, в том числе и таких хрупких, как музыкальные инструменты и текстиль. 

После того, как в эпоху Тан флейта чиба попала в Японию, пути развития китайской и японской чибы разошлись.

Так сложилось, что в Японии чиба оказалась тесно связана с распространением буддизма: одними из её главных популяризаторов были буддийские монахи. Чиба стала инструментом для исполнения медитативной буддийской музыки, и это наложило отпечаток на её репертуар, а репертуар, в свою очередь, продиктовал путь её дальнейшей эволюции на японской почве, что, в итоге, и дало современную флейту-сякухати. Слово "сякухати" - это те же иероглифы 尺八, только в японском чтении. 

В Японии китайская чиба утратила одно из игровых отверстий и приобрела ряд других конструктивных особенностей (в т.ч. скрытых от глаз, тк они связаны с формой внутреннего канала флейты). Во избежание изнашивания лабиум (яп. утагучи) стали укреплять роговой вставкой в виде полукружия (школа Тодзан) или трапеции (школа Кинко):

В Китае же срезанный наискось лабиум вышел из употребления. Амбушюр современных китайских вертикальных флейт (сяо) имеет такой вид:

Дунсяо и наньсяо

Исторически в Китае существовало множество видов вертикальных флейт, но на сегодняшний день, по большому счёту, осталось лишь две: 

1) Длинная и тонкая классическая сяо (или дунсяо), чьё основное предназначение - дуэт с гуцинем.

2) Южная сяо (наньсяо), родом из Тайваня и южных провинций Китая. Она изготавливается из прикорневого бамбука, как и сякухати, и используется в основном в народной музыке сычжу.

***

В чём плюсы и минусы скошенного лабиума? Почему он исчез в Китае, но сохранился в Японии?

Звук флейты рождается, когда воздушный поток рассекается о лабиум. Но, чтобы это произошло, воздушный поток надо сначала на лабиум направить, причём под строго определённым углом. 

Самая простая в этом плане из всех духовых - блокфлейта: когда в неё дуешь, то воздух попадает прямо на лабиум и точнёхонько под нужным углом. Это достигается за счёт того самого блока, давшего название флейте. Аналогичным образом устроен и пимак (флейта североамериканских индейцев): у него тоже есть блок, служащий для направления воздушной струи:

Сякухати - это противоположный полюс. В случае сякухати у выдуваемой струи нет вообще никаких "направляющих", чтобы помочь ей попасть под нужным углом на лабиум - эта нагрузка всецело ложится на музыканта. Сяо в этом отношении несколько проще - сам лабиум меньше, значит, меньше и шанс промахнуться, а более глубокий вырез служит чем-то вроде направляющих.

Чем меньше конструкция флейты участвует в процессе образования звука, тем больше контролирует звук сам музыкант. Флейты с лабиумом открытого типа, вроде сяо и сякухати, позволяют варьировать громкость и тембр так, как это никогда не получится на блокфлейте или пимаке.

А "срезанный" лабиум, как у сякухати, позволяет ещё и "изгибать" звук: покачивая флейту вверх и вниз (осуществляя то, что в авиации называется "тангаж") и тем самым меняя угол, под которым воздушная струя рассекается о лабиум, музыкант может уходить то в диез, то в бемоль, или даже занижать/завышать звук на целый тон! С одной стороны, это позволяет добиваться интересных звуковых эффектов, с другой - малейшее отклонение в положении флейты или направлении выдуваемого воздуха тут же сказывается на звуке.

В Японии эта особенность "срезанного" лабиума была инкорпорирована в музыку сякухати и вошла в ноты как особый приём, наряду с форшлагами, трелями, медленным открытием/закрытием отверстий и пр. 

В Китае же такую "волатильность" звука, по-видимому, считали дефектом конструкции и в конце концов изменили сяо так, что она стала давать более стабильное звучание. Извлечение полутонов на сяо осуществляется только при помощи аппликатур. В результате сяо позволяет достаточно широко регулировать громкость и тембр звука, по сравнению, скажем, с блокфлейтой, но на ней невозможно случайно "свалиться" в бемоль (на самом деле возможно, но только на некоторых нотах), и она не даёт такого тонкого контроля за звуком, как сякухати.

Историю чибы можно сравнить с историей порошкового чая и чайной церемонии: порошковый чай и сложный способ его заваривания пришли в Японию из Китая всё в ту же эпоху Тан, но китайцы в дальнейшем отказались от порошкового чая и перешли к более простому и быстрому завариванию чая из листьев, а японцы сохранили и усовершенствовали способ заварки порошкового чая, доведя его до совершенства в своей чайной церемонии.

В общем, то, что в Китае рассматривалось как баг, японцы превращали в фичу.

***

Что же такое современная танкоу-сяо, "сяо с лабиумом в стиле эпохи Тан"? 

Насколько мне удалось понять, такой скошенный лабиум в Китае полностью вышел из употребления. Только во 2й пол. 20в, когда сякухати прочно завоевала популярность за пределами Японии, китайские мастера-изготовители южных сяо (наньсяо) принялись экспериментировать, пытаясь совместить наньсяо и лабиум как у сякухати. Так что современная танкоу-сяо - инструмент молодой. Или, наоборот, очень древний, тк знаменует собой возврат к традициям более чем тысячелетней давности. 

Как и сякухати, танкоу-сяо позволяет изгибать звук, уходя в диез или бемоль - вот только в традиционном репертуаре для сяо необходимости в таких приёмах нет. Также танкоу-сяо не обладает внутренним каналом из двух сходящихся конусов, как сякухати - её канал прямой и ровный, без каких-то ухищрений. Поэтому по звучанию она всё равно больше сяо, чем сякухати.

Танкоу-сяо это не единственный случай, когда китайские изготовители инструментов обращаются в эпохе Тан: 

Исполнитель на пипе Фан Цзинлун 方锦龙 реконструировал пятиструнную пипу эпохи Тан на основе сохранившихся сведений, зарегистрировал патент и теперь прилагает усилия для её популяризации. В видео по ссылке можно послушать, как он имитирует на ней звучание разных струнных музыкальных инструментов:

  

Хотя, если уж на то пошло, чтоб реконструкция была полной, пипу эпохи Тан следовало бы держать не вертикально, как современные четырёхструнные пипы, а горизонтально, как лютню или гитару, и играть на ней при помощи "лопаточки"-плектра.

***

Свою танкоу-сяо я купила тут: https://detail.tmall.com/item.htm?id=40106136953 Изготовителей танкоу-сяо мало, а внушающих хоть какое-то доверие (особенно при покупке онлайн) и того меньше, так что выбор, на самом деле, у меня был небольшой - буквально из 2х продавцов.

Сяо оказалась красивая, лабиум сделан очень аккуратно. Верхняя часть обточена и не упирается в подбородок.

Легче, чем сякухати, раза в три, хотя и длиннее почти на ладонь. Извлекать звук из неё проще - возможно, ещё и из-за отверстий, которые удобно "кучкуются" под пальцами.

Дырки для кисточек на обратной стороне флейты перекошены - мелочь, но неприятно. 

Но самое плохое - из-за лака внутри флейта воняет, как 33 китайских химзавода. Прошёл уже почти месяц, а запах и не думает исчезать. Было у меня предубеждение против залакированных внутри сяо и, как оказалось, не зря.

Не все сяо с залакированным каналом пахнут - но вот конкретно этот мастер использует какое-то очень ядрёное химическое покрытие. Надеюсь, запах всё же когда-нибудь выветрится, и на флейте станет возможно играть. 

Если к флейте за 1680 юаней китайцы не приложат дешманскую кисточку за 0,05 юаня, то Вселенная схлопнется.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Тем, кто писал мне на почту с вопросами по сяо и не получал ответа: Причине, по которой этот блог не обновлялся, а указанная в контактах поч...