среда, 20 января 2021 г.

Пропавшее золото в "Самом длинном дне в Чанъани" - знаменитый клад эпохи Тан


Благодаря книжке "The Silk Road: China and the Karakorum Highway" поняла, к чему в СДДЧ был весь этот замут с украденным золотом и почему следы золота обрываются в некой деревне Хэцзя (何家村).

Напомню: евнух Го Лиши выкрал драгоценную дворцовую утварь, заменив её подделками. Потом некий вор стащил украденное из кладовой евнуха и собирался сбежать со своей любовницей-проституткой. Их выслеживал местный мафиози лао Гэ, собиравшийся завладеть золотом, но его людей кто-то убил, а золото пропало. Единственной зацепкой лао Гэ о местоположении золота почему-то оставался коррумпированный начальник Чжан Сяоцзина, которого тот убил - и, таким образом, обрубил последнюю нить к золоту, за что лао Гэ был на Чжан Сяоцзина весьма сердит.

Признаться, я до последнего ожидала, что похищенное золото как-то всплывёт в сюжете, а после окончания просмотра строила различные теории о том, куда оно могло подеваться: например, что его переплавили на золотые персидские монеты, найденные в финале. (В романе-первоисточнике линии с золотом нет.)

Но оказалось, похищенное золото - это просто отсылка к знаменитому кладу эпохи Тан! Никаких хитрых интриг, никакой связи с остальным сюжетом - всего лишь отсылка к известному каждому китайцу "национальному сокровищу" Китая!

Этот клад нашли клад в 1970 в деревне Хэцзя (или Хэцзя-цунь) - пригороде Сианя (бывшей Чанъани). Клад содержал около 1 000 предметов китайского и иностранного происхождения: нефрит, драгоценные камни (рубины и сапфиры), янтарь, редкие минералы, использовавшиеся в медицине, а также разнообразные монеты из Японии, Персии, Византии и более 270 золотых и серебряных изделий.

В эпоху Тан теперешняя деревня Хэцзя была частью Чанъани. Тогда это был один из центральных и наиболее престижных кварталов Чанъани - Синхуа. 

Примерно там же, где нашли клад, в эпоху Тан находилось поместье Бинь-вана Ли Шоули (двоюродного брата императора Сюаньцзуна), умершего в 741. Предполагают, что клад закопал сын Ли Шоули, когда бежал из Чанъани вместе с Сюаньцзуном от мятежников Ань Лушаня. Есть и другие версии, но в любом случае исходный владелец сокровищ был очень богатым и очень высокопоставленным человеком: в эпоху Тан только чинам выше 3го ранга дозволялось пользоваться золотой и серебряной посудой (3й ранг - это, например, канцлеры, а 2й и 1й ранги отводились в основном для членов императорской семьи). Золотой и серебряной посуде приписывалось оздоравливающее влияние на организм и способность продлевать жизнь того, кто ей пользуется.

Забавно, что, добавляя в сюжет отсылку к этому знаменитому кладу, сценаристы СДДЧ тем самым создали сюжетную дыру: лао Гэ ищет сокровища в деревне Хэцзя - однако в эпоху Тан деревни Хэцзя ещё не существовало, на её месте был квартал Синхуа! Неудивительно, что в сериале клад так и остался ненайденным.

Многие вещи в дораме - копии предметов из этого клада.



Что за сидящая лошадь изображена на этой фляге, и почему она держит во рту чашку?

Это одна из знаменитых "танцующих" лошадей императорского двора.

Цитата из Э. Шефер. "Золотые персики Самарканда. Книга о чужеземных диковинах в империи Тан":

«Во времена Срединного Предка [Чжун-цзуна] в императорской резиденции был устроен пир для тибетцев и показано им представление с дрессированными лошадьми. Лошади были снаряжены и убраны шёлковыми нитями с раскраской в пять цветов, украшениями из золота, а их сёдла были увенчаны головами единорогов и крыльями фениксов. Когда играла музыка, каждая из лошадей ступала ей в такт, и весьма чутко. А когда все они достигли середины зала, музыканты преподнесли им вина. И лошади, пока пили, держали чаши в пастях. Потом они легли ничком и снова поднялись. Тибетцы были совершенно поражены». 

Ещё более прославленными, чем чуткие к музыкальным ритмам лошади Чжун-цзуна (начало VIII в.), считались танцующие лошади Сюань-цзуна, участвовавшие в представлениях несколькими десятилетиями позже. Эти последние числом достигали сотни и были отобраны из наиболее одаренных лошадей, присланных в качестве дани из-за рубежей Китая. Их наряжали в богатые вышивки с золотой и серебряной бахромой, а гривы украшали драгоценными камнями. Разделённые на две группы, они проделывали свои сложные телодвижения, сопровождая их кивками головы и взмахами хвоста. Танцевали они под музыку «Песни перевёрнутой чаши» (цин бэй цюй), исполняемую двумя оркестрами красивых юных музыкантов, облаченных в жёлтые одеяния с яшмовыми поясами. Они могли танцевать на скамьях, соединённых по три, и стояли как вкопанные, когда силачи поднимали эти скамьи. Вошло в обычай, чтобы эти замечательные создания выступали ежегодно в Башне Ревностного Правления (цинь чжэн лоу) в пятый день восьмой луны, в честь дня рождения императора, — на празднествах, называвшихся «Период тысячи осеней» (цянь цю цзе). В таких торжественных выступлениях эти лошади разделяли успех с отрядом стражей в золотых доспехах, церемониальным оркестром, фокусниками-варварами, дрессированными для выступлений слонами и носорогами и с огромной толпой дворцовых девушек в богато украшенных костюмах — девушки играли на восьмиугольных «громовых барабанах». 

Когда Сюань-цзун был свергнут с престола, знаменитые танцующие лошади оказались рассеянными по стране. Сколько-то было отправлено Рокшаном на северо-восточную границу, некоторые несли военную службу. Но распознать их среди прочих боевых коней было легко: стоило лишь заиграть военному оркестру в лагере, как лошади начинали танцевать.

Говорят, однажды эти лошади, реквизированные Ань Лушанем для своей армии, услышали музыку и принялись танцевать. Воины Ань Лушаня решили, что лошади одержимы злыми духами, и всех их перебили.




Восьмигранная чашка из позолоченного серебра, в среднеазиатском стиле, с 4мя музыкантами и 4мя танцорами на гранях.


Тк по версии сериала евнух Го Лиши уже выкрал сокровища, ставшие впоследствии кладом Хэцзя, и заменил их на подделки, то получается, что на пиру Сюаньцзун пьёт из чашки, сделанной из фальшивого драгметалла, хе-хе.




С этой металлической сферой для благовоний связана следующая история:

В 757, через год после казни своей наложницы Ян-гуйфэй, император Сюаньцзун приказал перезахоронить её останки. Согласно хроникам Тан, хотя тело гуйфэй совершенно разложилось, её "ароматный мешочек" (香囊 сяннан) остался в идеальном состоянии.

На протяжении веков историки и писатели гадали: как этот традиционный китайский аксессуар, сделанный из шёлка и набитый ароматными травами, мог безупречно сохраниться в могиле рядом с разлагающимся трупом? Ответ появился только в 1970, после обнаружения клада Хэцзя.

Одним из найденных объектов был небольшой серебряный шар на цепочке. Археологи идентифицировали его как переносную курильницу или контейнер для благовоний. Анализ старинных текстов даёт понять, что таким и был "ароматный мешочек" Ян-гуйфэй: не из шёлка, как предполагали поколения, а из ажурного серебра.



Кольца внутри сферы - это гироскоп: он не давал ёмкости с тлеющими благовониями перевернуться и погаснуть или устроить пожар.

Аналогичные "ароматические сферы" эпохи Тан с гироскопами были известны учёным и раньше, но все они были довольно большими, для использования в интерьерах (например, вот эта, из сокровищницы монастыря Фамэнь). Только после обнаружения клада в Хэцзя стало ясно, что аналогичные устройства меньшего размера носили с собой. 

Династия Тан была буквально помешана на благовониях - можно сказать, что жизнь высших сословий проходила в клубах ароматного дыма.




Это серебряные монеты Сасанидской Персии, во множестве обнаруживаемые на территории тогдашней империи Тан, в тч. присутствовавшие и в кладе из Хэцзя - такие в дораме носит на браслете Юйчан.

Династия Тан проводила строгую политику в отношении денежного обращения: иностранные монеты - тогда в основном это были сасанидские (персидские) серебряные драхмы и византийские золотые солиды - не могли использоваться в качестве валюты. В некоторых монетах просверливали небольшие отверстия и использовали для ожерелий или подвесок на браслетах, как у Юйчан.

(Во время действия сериала Сасанидской Персии уже не существует - за сто лет до этого она пала, завоёванная Арабским Халифатом.)




В эпоху Тан искусство чеканки достигло больших высот. Золотая и серебряная посуда изготовлялась только для императорского двора  и высших сановников, поэтому мастера проходили самый строгий отбор. При этом узоры и формы зачастую были вдохновлены иностранными образцами: в эпоху Тан обожали всё иностранное и экзотическое.



Комментариев нет:

Отправить комментарий

Тем, кто писал мне на почту с вопросами по сяо и не получал ответа: Причине, по которой этот блог не обновлялся, а указанная в контактах поч...