Про использованные в СДДЧ реплики артефактов из клада, найденного в Хэцзяцуне, я уже писала тут.
Теперь - засветившиеся в сериале предметы из сокровищницы буддийского монастыря Фамэнь (или Фамэньсы) в Сиане:
Серебряная курильница с гироскопом внутри. В отличие от той, что была
обнаружена в Хэцзя, эта - большая, не для того, чтобы носить с собой.
***
Наверное, мало кто обратил внимание на эту кажущуюся невзрачной чашку при просмотре СДДЧ, а зря:
Это жуяо 汝窑, одна из разновидностей китайского селадона. В эпоху Тан такая керамика изготавливалась только для
императорского двора или для самых влиятельных сановников. Окраску жуяо придавал агат, который добавляли в глазурь перед обжигом: цвет получался от светло-зелёного до голубого. Секрет производства жуяо был утерян; его заново открыли только во 2й пол. 20в. В сокровищнице Фамэнь хранится 14 изделий жуяо, а всего в мире их осталось только 79. Сейчас подлинная керамика жуяо эпохи Тан стоит баснословных денег: например, в 2012 на Сотбис мисочка для ополаскивания кистей была продана за $26 700 000.
У чашки из музея Фамэньсы, ставшей прототипом чашки в СДДЧ, есть любопытная особенность: кажется, будто бы в неё всегда налита вода. Фотография
более или менее передаёт этот эффект.
***
Серебряный с позолотой набор утвари для приготовления чая использует Ли Би, заваривая чай для наследного принца:
Этот набор из храма Фамэнь является самым полным из сохранившихся чайных наборов.
В эпоху Тан употребление чая как раз стало входить в моду, во многом благодаря
распространению буддизма: буддисты использовали тонизирующие свойства чая во время долгих бдений.
Приготовление чая тогда сильно отличалось от
способов заваривания, существовавших в последующие эпохи:
Перед варкой чайный лист обязательно прессовался в плитки. Готовую плитку
прокаливали на открытом пламени древесных углей, чтобы она размягчилась. Когда прокаливание чая
заканчивалось, плитку помещали в бумажные пакеты для сохранения аромата и ждали, пока
она остынет. После этого ее размельчали так, чтобы частички чая стали
размером с зерно риса (более крупный помол, когда частички чая напоминали плоды водяного каштана, считался хуже). В таком виде чай засыпали в котел с одним шэном воды
(около 0,5 л). Лу
Юй отводит очень важное место источнику воды и полагает, что лучшей водой для
приготовления чая является горная, средней – колодезная, а худшей – речная. «[Когда пузырьки в кипящей воде] подобны рыбьим глазам и есть тихий звук – это первое кипение. [Когда] по краям
[вода кипит] подобно бьющим родникам в виде связок жемчуга – это второе кипение.
[Когда вода кипит, как] бурлящие волны, [а звук подобен] бьющимся валам – это третье
кипение».
Затем воду обязательно приправляли солью. Вкус чая без соли считался
пресным.
Когда вода доходила до второй стадии кипения, из котла извлекали черпак воды. Затем воду в котле взбалтывали бамбуковыми щипцами так, чтобы образовалась воронка, в
которую бросали чайный порошок. Когда напиток почти закипал, в котел вливался
ранее извлеченный черпак воды и кипение прекращалось. Предполагалось, что в
итоге цвет напитка должен быть бледно-желтым.
Чай разливали по чашкам, количество которых было регламентировано.
Если пьющих чай было пятеро, то использовали три чашки, если семеро – пять.
Больше пяти чашек обычно не использовали. В получившемся чайном напитке особенно
высоко ценилась густая пена, выступавшая на поверхности при кипении, как при
варке бульона. [...] Чай пили горячим, пока он не успевал остыть, причем каждый гость
должен был выпить не более пяти чашек.
Именно в эпоху Тан китайская чайная церемония и обычай пить чай в виде порошка попали в Японию и там легли в основу японской чайной церемонии с её порошковым чаем-матча. А сами китайцы вскоре перешли на употребление листового чая, не требующего таких сложных ухищрений.
Вот тут можно посмотреть ещё другие фото крупным планом:
А в этом медитативном видео можно полюбоваться на реконструкцию чайной церемонии эпохи Тан с использованием копии чайного набора из храма Фамэнь:
Комментариев нет:
Отправить комментарий