понедельник, 25 января 2021 г.

Какого цвета исторически были свадебные одежды в Китае?

Кадр из сериала "Принц Ланьлина": действие происходит в эпоху Северных и южных династий (420-589).

В китайских костюмных сериалах, вне зависимости от эпохи, жених и невеста на свадьбе почти всегда одеты в яркие красные одежды. 

Однако то, что показано на экране, не всегда соответствует исторической действительности. Хотя красный цвет действительно является в Китае праздничным, не стоит забывать, что в разное время существовали разные обычаи и традиции. Красный цвет стал использоваться для свадебных одежд жениха и невесты относительно поздно - только в эпохи Мин (1368-1644) и Цин (1644-1912).

Исторически свадебные одежды в Китае были следующих цветов:
  • С Западной Чжоу до эпох Цинь и Хань включительно (1027г. до н.э - 220г. н.э) - чёрные с алой отделкой.
  • Вэй-Цзинь, Северные и южные династии (220-581) - чёрные с алым, также иногда белые.
  • С Тан до Сун включительно (613-1279) - невеста в зелёном, жених в красном.
  • Мин (1368-1644) - невеста в красном, жених в зелёном, синем или красном.
  • Цин (1644-1912) - невеста в красном, жених в своём официальном платье. 
(Сразу оговорюсь, что всё нижеследующее касается в первую очередь знати и обеспеченных слоёв населения. Бедняки, которых было большинство, не могли позволить себе шить особые наряды для свадьбы и довольствовались тем, что надевали свою лучшую одежду - если, конечно, у них было больше двух смен одежды.)

С Западного Чжоу до Цинь и Хань свадебная одежда следовала принципу сюаньсюнь 玄纁: "сюань" означает "чёрный", а "сюнь" - алый. Свадебная одежда была чёрной, возможно, украшенной алым орнаментом. Нижние одежды могли быть алыми.

Такое цветовое сочетание считалось торжественным и священным: в древности чёрный цвет ассоциировался с Небом, красный же означал Землю, поэтому сочетание "сюаньсюнь" означало единство Неба и Земли. (Символизм "сюаньсюнь" является более древним, чем существующая сейчас система Пяти состояний, Усин, где чёрный цвет означает воду, а красный - огонь.)

Высокий статус чёрного цвета был также обусловлен тем, что истинного, глубокого чёрного невозможно добиться с помощью обычных травяных красителей. Для этого требовались минеральные красители, а процесс окрашивания был долгим и сложным. Поэтому чёрная ткань стоила дорого и использовалась только в особых случаях.

В эпоху Цинь первый китайский император Цинь-шихуанди продвигал концепцию "Пяти состояний" (иногда это ещё не совсем верно переводят как "Пять элементов"). Он считал, что династия Цинь принадлежала к водной стихии, поскольку победила своего основного соперника в борьбе за власть над Поднебесной - древнее царство Чжоу, где поклонялись огненному богу Чжужуну. В системе "Пяти состояний" воде соответствовал чёрный цвет, поэтому флаги и официальная одежда династии Цинь были сделаны чёрными. Это также поспособствовало высокому статусу чёрного цвета.

В эпоху Хань основным цветом свадебного наряда оставался чёрный. Однако с развитием мастерства вышивки свадебное платье постепенно менялось: ткань могла быть не только чисто чёрной, но и красноватой или желтоватой, сплошь покрытой изысканным вышитым орнаментом.



Во времена династий Вэй и Цзинь этническая интеграция ускорилась, а популярность различных мистических учений - даосизма, буддизма - возросла. В то время многие инетллектуалы стремились отбросить старые, сковывающие традиции и быть такими же свободными, как "Семь мудрецов из бамбуковой рощи", хотели вернуться к природе и жить простой жизнью. Эстетика этого периода была основана на понятиях пустоты и чистоты, возвращения к изначальному состоянию вещей, поэтому белый цвет стал популярным как цвет повседневный одежды. Иногда белый цвет также стал использоваться и для свадеб - как для жениха, так и для невесты.

Да-да, китайские невесты выходили замуж в белом задолго до того, как белое подвенечное платье стало европейским мейнстримом!

Сейчас идея носить белое ради "возвращения к простоте" кажется весьма сомнительной - белая ткань легко пачкается. Но традиционно в Китае одежды из белой - под этим подразумевалось "некрашеной" - ткани считались одеждой простолюдинов: людям, не обладающим достаточно высоким социальным статусом, одежда ярких цветов была а) запрещена; б) не по карману. Выражение "белые одежды" 白衣 байи означает простолюдина, человека без звания. Но, разумеется, пока бедняки привычно носили свои "белые" (а на самом деле серые или коричневатые) одежды из грубого конопляного полотна, знатные люди в попытке имитировать "простую жизнь" одевались в отбелённую тонкую шерсть или шёлк.

С сегодняшней точки зрения это совершеннейшее ниспровержение китайской традиции "красный цвет для радости, белый - для похорон". Однако традиционная траурная одежда шилась не из отбелённой ткани чисто-белого цвета, а из некрашеного, небелёного грубого полотна (ношением неудобной одежды человек показывал глубину своей скорби), поэтому перепутать человека в трауре с человеком, надевшим модное белое платье, было невозможно.

Однако, несмотря на эпизодические "свадьбы в белом", сочетание чёрного и красного цветов преобладало до эпохи Тан.

Кадр из сериала "Императрица Дугу" 独孤皇后 2019

Тан считается самой процветающей эпохой, пиком развития средневекового Китая. Она испытывала сильное влияние иностранных культур и была самой открытой и космополитичной из всех китайских династий (отдельно про моду и нравы эпохи Тан можно почитать тут). Техники окрашивания ткани усовершенствовались, в эстетике преобладали роскошь и экстравагантность, требовавшие смелых и ярких цветовых сочетаний. Так появилась традиция "красный мужчина, зелёная женщина" 红男绿女: жених носил тёмно-красный наряд, а невеста - тёмно-зеленый. (Сейчас выражение 红男绿女 стало идиомой, означающей "молодые мужчины и женщины в красивой одежде".)

Итак, впервые красный цвет как основной цвет свадебного наряда появляется в эпоху Тан - но пока что только для жениха. Дело в том, что во времена Тан церемониальное платье чиновников было красным, и именно церемониальное платье полагалось надевать на свадьбу.

И, поскольку тогдашняя мода требовала ярких и контрастных сочетаний, невесты стали одеваться в зелёное.

Женская свадебная одежда была яркой, многослойной, с разнообразными украшениями, вышивкой и т.д. Она включала верхнюю накидку с широкими рукавами и без подкладки - дасюшань, а также длинный и широкий шарф - пибо. Причёску украшали узорчатые гребни и шпильки.



Свадебная фотосессия в стиле эпохи Тан

Династия Сун унаследовала от Тан традицию "красный мужчина, зелёная женщина", но свадебная одежда стала намного проще - в соответствии с неоконфуцианским учением, которое в ту эпоху было принято в качестве государственной идеологии и пропагандировало умеренность и скромность.

Невесты одевались в зелёное или зелёное с красным. На голове они носили "лотосовые" короны (о них подробнее тут). Постепенно "фениксовые" короны также набрали популярность и вскоре стали неотъемлемым элементом женского свадебного наряда - в таком качестве они продержатся вплоть до конца эпохи Цин.

Это кадр из сериала "Легенда о Минлань", действие в котором происходит в эпоху Сун. В китайских соцсетях его критиковали за то, что героиня на свадьбе была в зелёном - исторически правильном зелёном! Это показывает, насколько сильно стереотип "свадьба = красный цвет" укоренился в Китае.

В эпоху Мин цветовая схема династии Тан перевернулась: теперь жених носил зелёное, невеста - красное:


Стоит сказать, что тогда законами об ограничении роскоши большинству населения  - тем, кто не имел достаточно высокого ранга - было запрещено носить зелёный, красный, фиолетовый и другие яркие цвета. В повседневной жизни большая часть населения носила серую или тёмно-коричневую одежду или одежду из некрашеных тканей, а свадебное платье тех, кто не принадлежал к аристократии или не имел высокого чиновничьего звания, было весьма простым.

Однако в эпоху Мин законы об ограничении роскоши делали исключение для свадьбы: в этот праздничный день люди могли носить одежду, которая в ином случае была бы им запрещена. Мужчинам без чиновного звания разрешалось при вступлении в брак надевать официальную униформу чиновника низшего ранга. В эпоху Мин официальная одежда делилась на три ранга: высший ранг был красным, средний - синим, низший - зелёным.

Т.е. в эпоху Мин, в зависимости от социального статуса жениха, он мог надеть на свадьбу либо зелёное (в большинстве случаев), либо синее - если был чиновником среднего ранга, либо красное - если был высокопоставленным чиновником.

Одежда невесты была красной. Невеста носила "фениксовую" корону или шпильки в виде цветов или фениксов, набрасывала на голову красную вуаль (или закрывала лицо круглым веером-туаншань), а также надевала вышитые туфли - как символ удачи в браке.

Именно свадебный наряд эпохи Мин - красный цвет для невесты и жениха, вуаль на голове (которую жених приподнимает, чтобы увидеть лицо своей наречённой), круглый веер, вышитые туфли - заложил основы того, что сейчас считается стереотипной китайской свадебной одеждой.


После того, как маньчжуры завоевали Китай и основали свою династию Цин, одежда и причёски резко изменились. Китайцев-хань заставили частично обрить головы (в традиционной китайской культуре стрижка или бритьё волос считалась неуважением к предкам) и носить маньчжурскую одежду. Национальная ханьская одежда, ханьфу, была запрещена. Позже запрет был частично снят, но поначалу ношение ханьфу каралось сурово, вплоть до смертной казни. (Китайская одежда эпохи Цин, основанная на маньчжурском платье, не относится к категории "ханьфу".)

С положительной стороны, маньчжуры пытались искоренить традицию бинтования ног - увы, безуспешно. Скорее, они, наоборот, укрепили её: ножки-лотосы стали важной частью национальной ханьской идентичности, символом противопоставления себя захватчикам. Со временем даже маньчжурские женщины начали подражать этому обычаю, нося т.н. "туфли в форме конских копыт":


Шло время, интеграция маньчжурского и ханьского народов углублялась. Династия Цин правила долго, и в итоге маньчжурская и ханьская культуры в значительной степени слились воедино.

В этот период женский свадебный наряд напоминал одежду династии Мин, будучи красным, с "фениксовой" короной на голове, в то время как мужчины носили официальную одежду династии Цин:

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Жена и наложница - в чём разница?

Раньше это было тут , в посте про китайские имена, но из-за размера вынесла в отдельный пост. Китайское общество, даже при наличии института...