воскресенье, 9 июня 2013 г.

Пимак: особенности и история флейты американских индейцев


"Волшебная флейта" ("The Magic Flute")

Пимак я открыла для себя несколько лет назад. Более или менее освоив игру на блокфлейте, я захотела попробовать другие флейты. Искала что-то этническое и с мелодичным звучанием. Так сложилось, что к поперечным флейтам душа у меня не лежит, поэтому выбирала из продольных: колебалась между кеной, пимаком, сяо и сякухати. Остановилась на пимаке: звукоизвлечение, в отличие, скажем, от сякухати, несложное - бери флейту да играй, медленные медитативные мелодии получаются отлично, звук - очень красив. Эта флейта буквально создана для импровизаций. К тому же пимак (в особенности его разновидности в G и F#)  обладает негромким голосом, что немалый плюс для жителя многоквартирного дома.



Пимак, или флейта американских индейцев, использовался многочисленными племенами Северной Америки для выражения себя в музыке, для лечения, и, в редких случаях, в религиозных церемониях. Материал и строй флейт сильно варьировался. На юге их изготавливали из речного тростника, на западе и востоке из мягких древесных пород. Существовали варианты с 4мя, 5ю и 6ю игровыми отверстиями. К сожалению,  за исключением немногих фото, сделанных в 19 в., сохранилось мало источников, из которых можно было бы почерпнуть сведения о ранней истории флейты американских индейцев. До сих пор нет однозначного мнения, сформировался ли современный вид пимака под влиянием европейских музыкальных инструментов или это была закономерным следствием развития исконно индейских музыкальных традиций.



Как ни странно, пимак - в своём роде также блокфлейта: у него есть деревянный блок, который, как и у классической блокфлейты, обеспечивает подачу потока воздуха на лабиум. Однако блок  пимака  (или фетиш, как его ещё называют) расположен снаружи, а не внутри. Ещё одно отличие в том, что фетиш не является неподвижной частью корпуса флейты, а крепится к нему кожаным шнурком, что позволяет настраивать инструмент. Обычно фетишу придаются самые разные формы: от символической "птички" до сложных резных фигур с инкрустациями.
На иллюстрации ниже показан процесс образования звука в пимаке: расположенный сверху блок (фетиш) формирует воздушную струю, которая затем рассекается о лабиум и производит звук:


Во всём мире эту флейту обычно называют флейтой американских индейцев - native american flute (NAF). Существуют также варианты indian flute - "индейская флейта", plains flute - "флейта равнин", etc. Откуда взялось в русском языке слово "пимак", для меня долгое время оставалось загадкой. На сайте www.flutopedia.com приводятся названия этой флейты на разных языках индейцев Северной Америки, и ничего хотя бы отдалённо похожего по звучанию на "пимак" там нет: http://www.flutopedia.com/names.htm.

Мне кажется наиболее вероятным, что это слово происходит от названия индейского племени пима. Тут стоит оговориться, что самоназвание народности пима - akimel o'odham, а "пима" - имя, данное европейцами, и происходит от фразы pi 'añi mac или pi mac - "я не знаю". Получается, что русское название флейты можно перевести как "не знаю" с языка оодхам!

Интересно было бы проследить, каким путём и когда фраза "pi mac" попала в русский язык и превратилась в название индейской флейты...

Изображение ритуала ухаживания из альбома "The Romance of Indian Life", 1983

Пимак также называют indian love flute ("индейская флейта любви") или courting flute ("флейта для ухаживания"). Связано это с ролью, которую пимак играл в обычае ухаживания многих индейских племён: в легендах сиу и лакота влюблённый юноша играет девушке на флейте и этим завоёвывает её любовь.

В предании команчей говорится, что одному человеку, безутешно горевавшему по умершим жене и детям, Великий Дух явился во сне и посоветовал сделать флейту, чтобы всё горе ушло в музыку и душа человека не сломалась от отчаяния.


Пимак пережил возрождение во второй половине 20 в., когда в США пробудился интерес к этнической музыке и наследию индейцев. В 1970х гг мастера начали делать эти флейты не только для себя, но и на продажу, а в 1980х гг под влиянием сякухати минорная пентатоника стала стандартным строем для пимака благодаря Доку Пэйну (Doc Payne) и Майклу Грэму Аллену (Michael Graham Allen). Майкл продолжает изготовлять пимаки под маркой Coyote Oldman Flutes.

"Изготовление флейты" ("Making a Flute")

Мой первый пимак: F# от Stellar Flutes, western red cedar (что, кстати, на русский переводится отнюдь не "кедр", а "туя складчатая", т.е. собственно с кедром это дерево имеет мало общего, они даже относятся к разным семействам). На тот момент это был самый дешёвый пимак, который я смогла найти. Очень лёгкий (получая коробку на почте, испугалась, что она пустая), обработан лаком так, что кажется заламинированным или даже сделанным из сверхлёгкого пластика. Зато можно играть хоть под дождём (наверное). Звук тихий, глухой, ассоциируется у меня с еловым лесом - словно стоишь под шатром еловых лап, приглашающих звуки. Нижние ноты (в пределах пентатонической октавы) - чудесны, но стоит "полезть" выше - флейта перестаёт сначала строить, а потом и звучать. Но я всё равно её очень люблю!


Как известно, "дудок много не бывает": одного пимака мне оказалось мало. Однако вторая моя покупка пимака оказалась неудачной: я заказала пимак в русском интернет-магазине, специализирующемся на этнических музыкальных инструментах. Фото и отзывы на сайте были неплохие, но пришла грубая занозистая палка, не производящая звуков вообще и годная только на дрова.

Ещё один мой пимак: Red Tail Hawk (в тональности G) от Оделла Борга (hightspirits.com), aromatic red cedar (ещё один "ложный друг переводчика": это отнюдь не кедр, а можжевельник виргинский). Этот пимак качественно сделан и очень красив. Так сильно не залачен, и тяжелее, чем пимак  Stellar Flutes. Более натуральный и основательный. Звонкое, чистое, мелодичное звучание. Когда я играю на нём, мне представляется полёт, птичье пение: не зря Оделл Борг называет свои флейты в честь птиц.


Совершенно разные флейты, но обе по-своему хороши.


Пара полезных ссылок:

http://www.flutopedia.com - настоящая энциклопедия пимака. История, упражнения, ноты, фотоматериалы, советы по изготовлению... Сокровищница полезной информации.

http://www.flutetree.com - также содержит основные сведения о пимаке, но главная "фишка" сайта - ноты, табулатуры и миди файлы,  а также сводный каталог нот, размещённых на других ресурсах. 

http://www.blf.ru/forum/forumdisplay.php?f=55 - раздел о пимаке на русском блокфлейтовом форуме


Как мне кажется, пимак больше подходит для импровизаций, чем для игры по нотам, но если уж говорить о готовых мелодиях, то вот эта - моя любимая: "Huron Carol"

9 комментариев:

  1. Здравствуйте!
    Хорошая статья о пимаках у вас получилась!
    Хочу пригласить вас в свою группу "Форма звука" в "В Контакте".
    http://vk.com/formazvuka

    ОтветитьУдалить
  2. вы упомянули про неудачный опыт покупки пимака в русском интернет магазине. Вы могли бы указать название, пожалуйста, чтоб не наступать на те же грабли

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо за отличный, четко сложный текст.

    ОтветитьУдалить
  4. Слово "Пимак" придумали отечественные хиппи, никаких индейских корней у него нет. А вот слово "Сихутанка" в индейских языках встречается и обозначает именно эту флейту.

    ОтветитьУдалить
  5. очень интересная статья.Приглашаю вас в свою группу "сообщество киевских кастанедовцев"

    ОтветитьУдалить
  6. Значит для игры по нотам он не особо подходит? Я люблю рекордер за то что могу сыграть точно ( кроме F)) в пределах его диапазона. А что с пимаком? Издавать красивые звуки с запозданием из присутствия воздушной камеры? Или я сильно заблуждаюсь.
    Звук деревянного инструмента несомненно благородный

    ОтветитьУдалить

Тем, кто писал мне на почту с вопросами по сяо и не получал ответа: Причине, по которой этот блог не обновляется, а указанная в контактах по...