Дуньхуанские Пещеры известны также как Пещеры Могао, или Пещеры Тысячи Будд.
Китайские буддисты начали создавать пещеры в горах рядом с Дуньхуаном (в провинции Ганьсу на западе Китая) с середины 4 в., вероятно, следуя примеру индийцев. В пещерах размещали буддийские статуи, внутренние стены и потолок покрывали религиозными изображениями. Эта традиция просуществовала около 1 000 лет. Сейчас существует более 500 пещер с более чем 50 000 кв. м. фресок.
С точки зрения содержания и техники выполнения, в ранних фресках прослеживается сильное влияние Индии и Центральной Азии: чужеземные одежды, полуобнажённые фигуры, что необычно для традиционного китайского искусства.
Лица не только имеют выраженные "иностранные" черты, но для их рисования ещё и используются тени - техника придания рисунку объёма, обычная для Индии и западных стран, но нетипичная для Китая. Поэтому исследователи полагают, что первыми художниками Дуньхуана были индийцы или жители Центральной Азии.
С течением веков стиль фресок менялся - китайские традиции живописи пришли на смену иноземным. Темы фресок тоже изменились: вместо религиозных сюжетов художники стали покрывать стены сценами из повседневной жизни - люди работают в поле, охотятся, пируют, танцуют и поют, выполняют ритуальные церемонии.
Со временем лица и тела на многих фресках потемнели - из-за окисления пигмента на основе свинца. Учёные пытаются найти такой способ восстановить цвета, чтобы не повредить при этом фрески.
Помимо художественных достоинств, Дуньхуанские фрески содержат сведения о религии, культуре, экономике, общественной жизни, военных конфликтах, межнациональном культурном обмене. Это особенно ценно, учитывая, что Дуньхуан был важной остановкой на Шёлковом Пути.
Смотревшие сериал "Самый длинный день в Чанъани" узнают флаг
Ниже - одежды, реконструированные дизайнером Чу Янь по Дуньхуанским фрескам:
Подробнее про реконструкции одежды с Дуньхуанских фресок (уйгурские принц и принцесса, правитель Хотана с супругой, правитель Дуньхуана) - тут (будет потом).
Пожалуй, самое важное открытие, связанное с Дуньхуаном - это обнаружение древних рукописей, пролежавших почти тысячи лет в тайнике в потайной пещере и обнаруженных в нач. 20в. даосом Ван Юаньлу - он заметил, как в одной из пещер отклоняется пламя светильника.
Рукописи Дуньхуана - это кладезь важных религиозных и светских документов. Датируемые к. 4 - н. 11 вв, они написаны на самые разные темы - от истории и математики до народных песен и танцев. Есть много религиозных документов: большинство - буддийскими, но представлены и другие религии - даосизм, несторианское христианство и манихейство. Большинство рукописей на китайском языке. Среди других языков - хотанский, кучейский, санскрит, согдийский, тангутский, тибетский, староуйгурский, пракрит и древнетюркский. Рукописи являются важным ресурсом для академических исследований в самых разных областях, включая историю, религиоведение, лингвистику и рукописные исследования.
Ван Юаньлу требовались деньги на ремонт монастыря, и Аурел Стайн и Поль Пеллио выкупили у него за бесценок многие рукописи, в том числе древнейшую в мире печатную книгу "Алмазная сутра" (ок. 868 г.) и увезли на запад. Китай считает их действия равносильными краже и добивается возвращения "Алмазной сутры".
Большинство из оставшихся рукописей в 1910 было перевезено в Пекин.
Даос Ван Юаньлу, обнаруживший потайную библиотечную пещеру
Изображение пещеры 16, сделанное Аурелом Штайном в 1907 году, с рукописями, сложенными рядом с входом в пещеру 17 - Библиотечную пещеру, которая находится справа на этом снимке
Поль Пеллио изучает рукописи в Библиотечной пещере, 1908 год
Сейчас The International Dunhuang Project: The Silk Road Online работает над тем, чтобы информация и изображения всех рукописей, картин, тканей и артефактов из Дуньхуана и археологических памятников Восточного Шёлкового пути были доступны в интернете и могли использоваться в образовательных и исследовательских программах. Проект содержит данные из китайских, английских, русских, японских, немецких, французских и корейских научных учреждений.
Образы Дуньхуана продолжают жить в современном искусстве Китая.
Многие картины китайского художника Ту Чживэя (1951) вдохновлены этой знаменитой фреской из Дуньхуанских пещер - танцовщица, держащая лютню-пипу за спиной. Пожалуй, для китайца поза этой танцовщицы так же узнаваема, как для носителя западной культуры - поза Венеры Боттичелли.
Эта фреска была создана во время Средней эпохи Тан (781-847) и представляет собой часть сцены, изображающей Чистую Землю (Западный рай будды Амиды).
Дяочань из карточной игры 三国杀
Комментариев нет:
Отправить комментарий