воскресенье, 21 августа 2016 г.

Сяо: Урок 1 - Звукоизвлечение

Про флейту сяо, её историю и разновидности можно почитать тут.


Сяо - это продольная флейта открытого типа, как и сякухати, кена, флейта Анасази. Звук флейты - любой - производится при рассечении воздушной струи о край лабиума. У флейт закрытого типа (блокфлейта, пимак) воздушную струю на лабиум направляет т.н. "свисток". У флейт открытого типа роль свистка выполняют губы музыканта: это позволяет осуществлять более тонкий контроль за звуком.

Обратите внимание, что, в отличие от западной традиции, где ключевая нота флейты - это нота, получающаяся при всех закрытых отверстиях, ключ сяо - это нота, получающаяся при закрытом октавном клапане и трёх (на 6тидырочной сяо -  двух) верхних отверстиях. Для сяо в ключе G (СОЛЬ) самая нижняя нота - 5, т.е РЕ. Соответственно, для сяо в F (ФА) самой нижней нотой будет ДО. 

Соответствие нот и цифровой нотации для сяо в ключе G (СОЛЬ):


Диапазон сяо - примерно две с половиной октавы. Начиная со второй октавы для извлечения звука используется передув. Об этом мы поговорим подробней в третьем уроке.

***

То, с чего следует начать при освоении игры на сяо - это правильное диафрагмальное дыхание и координация работы мускулов ротовой полости и живота. Дыхание - процесс инстинктивный, и поначалу может быть непросто его сознательно контролировать. Дышать при игре следует не грудью, а животом: диафрагма регулирует процесс выдоха и создает необходимую опору звуку. 

Для отработки дыхания в учебниках по сяо рекомендуется выполнять упражнение со свечой: тренировать медленный выдох, дуя на пламя свечи. Положите ладонь на живот: ладонь во время выдоха как бы погружается. Аккуратно подуйте на пламя - оно отклонится. Постарайтесь держать пламя во время выдоха в отклоненном положении. (Вместо свечи можно воспользоваться полоской бумаги 3х10см, держа её в вытянутой руке перед собой.) Повторите 3 - 4 раза.

Не переусердствуйте, особенно поначалу. Если чувствуете головокружение - немедленно прекращайте дыхательные упражнения и занятия на духовых инструментах.

***

Взяв сяо в руки, новичок, как правило, может создать только шум. Это вполне нормально даже для тех, кто имеет опыт игры на других инструментах, включая поперечные флейты. Пожалуй, только "сякухатисты" справятся сходу. Тем, кто начинает обучение игре на сяо, я очень рекомендую почитать первые уроки сякухати на сайте Сякухати. Зеркало сознания: принцип звукоизвлечения у сяо и сякухати весьма схож.

***

На сяо играют как в положении стоя, так и сидя. Спина при этом прямая, плечи и шея расслаблены, локти не прижаты к телу. Поза должна быть комфортной, не затруднять дыхание и давать возможность играющему легко манипулировать флейтой.

Сяо держат двумя руками: правая рука работает с нижней частью флейты, а левая - с верхней. 

Нумерация отверстий в учебниках по сяо обычно начинается снизу. Пальцы правой руки располагаются над 1,2,3,4 отверстиями. Большой палец правой руки поддерживает инструмент снизу. Три верхних отверстия закрывается пальцами левой руки. Большим пальцем левой руки закрывают октавный клапан - единственное отверстие с нижней стороны инструмента. Мизинец левой руки при игре не используется. В общем, если знакомы с блокфлейтой - тут всё то же самое.

Пальцы слегка согнуты и не напряжены, лежат на отверстиях свободно, без избыточного применения силы. Отверстия закрыты подушечками пальцев. 

У сяо, как правило, есть несколько дополнительных отверстий в нижней части корпуса, но они при игре не используются.

***

Первый шаг - путём тренировки и расслабления губ добиться стабильной струи воздуха, выходящей из маленького отверстия между губами. Струя воздуха направляется на лабиум, а нижняя губа полуприкрывает торцевое отверстие флейты. Если не бросать практику, то спустя некоторое время удастся найти верное положение амбушюра и произвести звук.

Самые нижние ноты требуют более аккуратного дыхания, поэтому начинать лучше с середины первой октавы (т.е. если сяо в G - закрыть октавный клапан, все отверстия для левой руки и второе (под безымянный палец) для правой и попробовать выдуть соль).

Для того, чтобы найти правильное положение, есть небольшой "хак": прислоните свистковую часть к губам так, чтобы её край совпадал с границей между губами. Затем наклоните флейту примерно на 45 градусов и попробуйте подуть. Нижняя губа при этом должна частично закрыть вдувное отверстие.

Используя диафрагмальное дыхание, вдохните и выдувайте воздух тонкой струйкой чуть книзу через небольшую щелку между губами. (Помните - при игре на духовых вдох следует делать ртом.) Поэкспериментируйте с углом наклона и направлением воздушной струи, но помните, что поток воздуха должен всегда оставаться чётким и хорошо оформленным. Не нужно дуть слишком сильно.

Я бы посоветовала сначала отсоединить свистковую часть и подуть в неё. Звук будет громким и не слишком приятным, но так проще найти нужное положение губ (к тому же короткой свистковой частью манипулировать в поисках нужного положения проще, чем метровой флейтой). Получилось что-то выдуть? Соберите сяо и попытайтесь повторить на ней то же самое.

Ещё совет: попробуйте облизать нижнюю губу или смазать губы гигиенической помадой. Сухие и шершавые губы очень плохо влияют на звук.

***

Можно найти много разных рекомендаций по звукоизвлечению, но они являются всего лишь отправной точкой. Разные авторы дают разные советы по постановке формы рта: кто-то рекомендует сдвинуть нижнюю челюсть чуть назад, кто-то - вперёд, кто-то - сосредоточиться на положении губ и направлении потока воздуха. Но это зависит от индивидуальных анатомических особенностей. Правильное положение вырабатывается только практикой и упражнениями (игрой гамм и длинных тонов). Важно помнить, что целью является звук, а не амбушюр.

Занимайтесь ежедневно, старайтесь не делать больших перерывов. Ежедневные занятия по 20 минут намного эффективнее, чем двухчасовые раз в неделю.

Совет: пробуйте играть и заниматься на разных сяо. В рекомендациях по выбору сяо я писала, что, если на покупку флейты есть деньги "с запасом", лучше потратить их не на одну дорогую профессиональную супер-флейту, а купить пару флейт от разных изготовителей. Это особенно важно, если занимаетесь самостоятельно и рядом нет преподавателя, который укажет на ошибки. Сяо разных мастеров могут сильно отличаться по лёгкости звукоизвлечения, и особенно явной разница будет на 2й октаве. В любом случае, играя на разных сяо, проще понять и выработать правильный амбушюр.

***

Приложенные к урокам аппликатуры - для сяо с восемью игровыми отверстиями. В них я также  включила все известные мне альтернативные аппликатуры.



Упражнения к урокам взяты из учебника 箫吹奏法. Я конвертировала их из принятой в Китае цифровой музыкальной нотации цзяньпу в более привычную нам европейскую (оставив и "цзяньпушные" циферки - как подписи к нотам) и сгенерила миди в редакторе Musescore.

Все упражнения рассчитаны на сяо в ключе G.

Вообще же, чтобы понять, на какой ключ сяо рассчитаны ноты, обращайте внимание на знак при ключе:
- соль мажор, ми минир (диез на фа) - сяо G
- фа мажор, ре минор (бемоль на си) - сяо F


Далее - Урок 2  - Первые ноты

2 комментария:

  1. Спасибо большое! Ваши статьи очень помогают на самых первых порах знакомства с флейтой, когда еще нет возможности заниматься с педагогом!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста! Очень рада, что они приносят пользу!

      Удалить