Раньше это было тут, в посте про китайские имена, но из-за размера вынесла в отдельный пост.
- Жена приносит с собой в дом мужа приданое (а развод влечёт за собой неприятную необходимость это приданое возвращать*), наложницу покупают.
- Жена происходит из семьи, примерно равной мужу по социальному статусу или выше (т.е. её родные могут за неё заступиться), наложница - из семьи с более низким социальным статусом (а значит, не имеет заступников перед мужем и его семьёй).
- Чтобы развестись с женой, нужен законный повод; наложницу можно просто выгнать или продать. Дети при этом остаются у отца.
- Обзавестись наложницей можно только с разрешения жены. То, насколько формальным было это разрешение, зависело от законов и социального положения женщин в конкретную эпоху, тем не менее оно требовалось, хотя бы только из практических соображений: в конце концов, обустраивать быт наложницы полагалось жене - хозяйке женской половины дома. Жили все женщины вместе на женской половине, виделись друг с другом чаще, чем с мужем, и благополучие наложницы всецело зависело не от мужа, а от расположения к ней его супруги. Отказ мужу в праве купить наложницу с определённого момента стал одним из законных поводов для развода - но см. выше про возврат приданого и неминуемую ссору с семьёй супруги.
* Неприятная необходимость возвращать приданое возникала и тогда, когда муж умирал, а вдова выходила замуж повторно. Отсюда - восхваления жён и вдов, отказавшихся вступить в повторный брак, уродовавших себя, чтобы избежать повторного замужества, или самоубивавшихся, чтобы уйти вслед за умершим супругом. Множество подобных историй было включено в разнообразные "зерцала женской добродетели" - чистой воды пропаганда и промывка мозгов, в конце концов приведшая к законодательному запрету повторных женских браков, травле бездетных вдов и женским самоубийствам.
В разные эпохи допустимое количество наложниц менялось - росло по мере приближения к 20 в.: если в древности на то, чтобы взять наложницу, могло требоваться разрешение супруги и вышестоящих властей, а также весомый повод - обычно отсутствие наследников мужского пола по достижении мужчиной преклонных лет, то постепенно количество наложниц стало определяться только социальным статусом и - в большей степени - размером кошелька мужчины.
Резкий рост, нормализация и, как следствие, более тщательное законодательное оформление института наложниц произошло в эпоху Тан, благодаря общему росту благосостояния общества, успешным завоевательным войнам, обеспечившим приток рабов (и рабынь), и развитию рынка купли-продажи женщин. Начиная с эпохи Тан, в случае смерти жены или развода с ней жениться на своей наложнице стало запрещено. Тогда же закон обязал селить жену и наложниц под одной крышей (прежде богатые люди могли держать для наложницы отдельный дом).
Думаю, многие знают китайскую идиому "пить уксус", т.е. ревновать. Однажды танский император Тайцзун (Ли Шиминь) решил подарить своему министру Фан Сюаньли наложницу, но жена Фан Сюаньли, госпожа Лу, не хотела, чтобы её муж брал наложниц. Императрица самолично отправилась к госпоже Лу с уговорами - безуспешно. Тогда император разгневался, и прислал в дом Фанов евнуха с отравленным вином: либо госпожа Лу соглашается, чтоб её муж взял наложницу, либо пьёт яд. Госпожа Лу решительно выпила поднесённую ей винную чарку - однако там оказался уксус. Такие вот были шутки у императора. Что мы видим в этой истории? Даже император не смог заставить жену принять в дом наложницу против её воли.
Надо сказать, что Фан Сюаньли и госпожа Лу очень любили друг друга и прожили вместе до глубокой старости в гармонии и согласии.
Комментариев нет:
Отправить комментарий