пятница, 10 мая 2024 г.

Осада Суйяна (триггер ворнинг: каннибализм)

В 755 г. на северо-востоке империи Тан вспыхнуло восстание под предводительством генерала Ань Лушаня. Мятежники захватили сначала Восточную столицу - Лоян, а в 756 взяли и Западную столицу - Чанъань. Император Сюаньцзун бежал на юго-запад, в окружённую неприступными горами провинцию Сычуань (оранжевая стрелка на карте ниже). Тем временем наследный принц Ли Хэн (император Суцзун) отправился на северо-запад, в приграничный город Линъу, и, при поддержке остававшихся верными генералов северо-западных армий, попытался организовать сопротивление.

К началу 757 большая часть Северного Китая оказалась в руках мятежников.

В январе 757 в попытке прорваться на юг Китая восставшие осадили город-крепость Суйян. Осада Суйяна осталась в истории как пример решимости осаждённых сражаться до последнего человека - а также как пример массового каннибализма в осаждённом городе.


Когда мятежники под командованием военачальника Инь Цзыци приблизились к Суйяну, администратор префектуры Суйян Сюй Юань обратился за помощью к гарнизонам в соседних городах. На его призыв откликнулся Чжан Сюнь, бывший судья округа Юнцю: с началом мятежа он возглавил добровольцев в Юнцю и к тому времени уже успешно выдержал осаду своего города.

Чжан Сюнь привёл с собой в Суйян 3000 человек и по прибытии взял на себя военное руководство, в то время как Сюй Юань взял на себя администрирование и логистику. Объединённые силы Чжан Сюня и Сюй Юаня составили около 6800 человек

Тем временем к городу подошла 130-тысячная армия Инь Цзыци. В конце января 757 осада началась.

Воины Тан были полны решимости защищать Суйян ценой своей жизни: если Суйян падёт, дорога на юг Китая будет открыта, и восстание перекинется с севера на южные провинции и крупные торговые города побережья, "южные столицы" - Янчжоу и Цзянкан (совр. Нанкин). Тогда мятежники получат запасы провианта и подкрепления, а императорская армия на севере будет обречена.

Поскольку численный перевес был ен на его стороне, Чжан Сюнь был вынужден прибегать к различным уловкам. Так, он приказал бить по ночам в боевые барабаны - как если бы его войско готовилось сражаться. Из-за этого армия Инь Цзыци была вынуждена простаивать ночь за ночью в боевой готовности и страдала от недостатка сна. В конце концов, многим воинам надоело каждый раз вскакивать среди ночи и надевать доспехи, и они продолжали спать, невзирая на барабаны. Когда бдительность ослабла, Чжан Сюнь совершил вылазку и нанёс осаждавшим крупное поражение.

Чжан Сюнь хотел нанести удар по боевому духу мятежников - ранить или убить их генерала Инь Цзыци. Чтобы узнать, кто из воинов противника Инь Цзыци, Чжан Сюнь приказал своим войскам стрелять во врагов сорняками вместо стрел. Когда те заметили, что их обстреливают сорняками, то обрадовались и побежали к Инь Цзыци, чтобы сообщить, что у армии Тан закончились стрелы. Чжан Сюнь заметил, к кому бежали солдаты, и приказал своему лучшему лучнику Нань Цзиюню стрелять в этого человека. Стрела Нань Цзиюня попала Инь Цзыци в левый глаз и, хотя и не убила, но надолго вывела из строя.

Прошло всего 16 дней, а Инь Цзыци потерял у Суйяна уже 20 000 человек. Он отошёл на два месяца, а затем вернулся, пополнив войско свежими силами.

Изначально Сюй Юань подготовился к предстоящей битве: внутри Суйяна он хранил запасы еды на целый год. Но губернатор округа настоял, чтобы продовольствие было разделено с другими близлежащими крепостями. В итоге уже к июлю над Суйяном нависла угроза голода. Рационы были урезаны. Люди стали есть тех животных, которых удавалось поймать, насекомых и корни деревьев.

Зная о голоде, Инь Цзыци утроил свои усилия. Он предпринял много попыток штурма, но все они были отражены осаждёнными.

К августу в живых оставалось 1600 защитников, не считая мирного населения. Всё, что можно было съесть в Суйяне, было съедено. Тогда Чжан Сюнь приказал 30 своим лучшим воинам под командованием Нань Цзиюня попросить помощи у близлежащих крепостей.

Нань Цзиюнь и ещё 26 человек успешно прорвались сквозь осаду, однако ни один из соседних губернаторов не пожелал поделиться войсками или продовольствием. Наконец, Нань Цзиюнь попросил помощи у Хэлань Цзиньмина, губернатора близлежащего Линьхуая. Завидуя Чжан Сюню и желая сберечь свои силы, Хэлань отказался. Вместо этого он дал в честь Нань Цзиюня большой пир, чтобы попытаться убедить его присоединиться к его войску. Нань ответил: «Причина, по которой я, рискуя своей жизнью, приехал сюда, заключается в том, что у жителей города и моих товарищей нет еды уже больше месяца. Как я могу пировать, зная об этом? Я не сумел выполнить свою задачу, но я оставлю здесь палец, как доказательство того, что я действительно приходил». Сразу после этого Нань Цзиюнь отрезал (по некоторым версиям, откусил) один из своих пальцев. Разъярённый бездействием Хэланя, он уехал из Линьхуая, но перед этим выстрелил в статую Будды в ближайшем храме: «Как только я вернусь после победы над врагом, я обязательно убью Хэланя! Эта стрела означает мою решимость».

Храбрость Нань Цзиюня всё же убедила одного из губернаторов, Лянь Хуаня, предоставить ему 3000 солдат. Оба они пробились сквозь ряды мятежников обратно в Суйян. Битва с превосходящими силами оказалась тяжёлой:  только около 1000 воинов вошло внутрь крепости.

Голодающие защитники Суйяна впали в отчаяние из-за отсутствия помощи извне. Чжан Сюнь и Сюй Юань обсудили возможность сдаться или бежать на юг, но пришли к такому выводу: «Если Суйян падёт, мятежники завоюют Южный Китай. Вдобавок, наши воины слишком устали и голодны, чтобы бежать. Наш единственный шанс - защищаться как можно дольше в надежде, что губернаторы ближайших провинций придут к нам на помощь».

Чжан Сюнь объявил войскам: "Губернаторы соседних провинций могут быть бесчестными, но мы не можем стать изменниками. Каждый день, который мы сможем продержаться здесь, - это ещё один день для остальной Тан, чтобы подготовить оборону. Мы будем сражаться до конца."

Хроника "Старая книга Тан" рассказывает о дальнейших событиях так:
 
Еда в городе закончилась. Жители обменивали своих детей на еду и готовили в пищу тела умерших. Всюду царил страх, и ожидалось, что будет только хуже. Тогда Чжан Сюнь вывел свою наложницу и убил её на глазах у воинов, чтобы накормить их. Он сказал: «Вы усердно трудились, защищая этот город для всей страны. Ваша преданность безгранична, несмотря на продолжительный голод. Поскольку я не могу отрезать собственную плоть, чтобы накормить вас, как я могу держать при себе эту женщину и не обращать внимания на происходящее?» Все воины плакали и не хотели есть. Чжан Сюнь приказал им съесть мясо. После этого они стали ловить женщин в городе. После того, как женщины закончились, они перешли к старым и молодым мужчинам. Было съедено от 20 000 до 30 000 человек. Люди всё это время оставались верными [Тан].

Сюй Юань тоже убивал своих слуг, чтобы накормить войско.

Хроника "Новая книга Тан":
 
После долгой осады города вначале ели лошадей. Когда лошади кончились, они обратились к женщинам, старикам и молодым. Всего было съедено 30 000 человек. Люди знали, что их смерть близка, но никто не восстал. Когда город пал, в нем осталось всего 400 человек.

Танские воины в Суйяне сражались до начала октября. Наконец, когда в живых осталось менее 400 человек, а у людей уже не было сил стрелять из лука, город пал. Чжан Сюнь сказал: «У нас нет сил, и мы больше не можем защищать крепость. Хотя мы подвели императора при жизни, мы надеемся продолжать убивать врагов после смерти».

Чжан Сюнь, Нань Цзиюнь и Сюй Юань были схвачены и приведены к Инь Цзыци. Восхищаясь их храбростью, тот попытался уговорить их примкнуть к мятежникам, но безуспешно. В конце концов, Инь Цзыци казнил всех троих вместе с 33 другими воинами.

Суйян пал, но осада стоила нападавшим колоссального количества людей, а главное - времени. Перед битвами при Юнцю и Суйяне мятежники намеревались завоевать весь Китай. Общая численность их армии по всей стране составляла более 300 000 человек, что значительно превосходило численность армии Тан на тот момент. Но, благодаря упорству защитников Суйяна, момент был упущен: императору Суцзуну на севере удалось организовать оборону, а затем перейти в наступление. С отдалённых западных рубежей подошли верные Тан войска, был заключён союз с Уйгурским каганатом. В 757 была освобождена Чанъань, затем Лоян, в результате мятежники оказались вытеснены на северо-восток. Если бы Суйян не выстоял, Тан пала бы уже в 757 г. Осада Суйяна стала поворотным моментом войны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Жена и наложница - в чём разница?

Раньше это было тут , в посте про китайские имена, но из-за размера вынесла в отдельный пост. Китайское общество, даже при наличии института...