воскресенье, 25 августа 2024 г.

Раньше это было тут, но из-за размера вынесла в отдельный пост.

Третий сын императора Сюаньцзуна, Ли Хэн воспитывался бездетной императрицей Ван. Императрица Ван была низложена из-за интриг любимой наложницы императора, У-хуэйфэй, и умерла спустя всего три месяца. Через несколько лет скончалась и биологическая мать Ли Хэна, наложница Ян. Отсутствие матери означало, что у Ли Хэна не было опоры в императорском гареме - в ту пору для принцев такая опора была очень важна.

Сюаньцзун хотел сделать свою любимую У-хуэйфэй императрицей, но она происходила из того же рода, что и ненавидимая конфуцианцами женщина-император У Цзэтянь. Все советники резко воспротивились идее получить императрицу У v2.0, и Сюаньцзуну пришлось к ним прислушаться.

Не сумев стать императрицей, У-хуэйфэй вступила в союз с Ли Линьфу (дальним родичем императора): она способствовала его назначению правым канцлером, а он обещал сделать её сына, Ли Мао, наследным принцем.
Есть такая китайская идиома 口蜜腹剑 "во рту - мёд, в животе - меч", т.е. двуличный и коварный человек (примерно то же самое, что "поцелуй Иуды"). Впервые эту фразу использовал один из современников Ли Линьфу, описывая его характер.

четверг, 22 августа 2024 г.

Наложница Хуан Чао

Это был 881 год, сумерки Великой Тан: восстание Хуан Чао. Император Сицзун бежал на юг, и мятежники взяли столицу, Чанъань. Словно бы вновь повторились события 125-летней давности, когда император Сюаньцзун точно также бежал от Ань Лушаня.

Поначалу жители Чанъани не испытывали страха: Хуан Чао провозглашал, что сражается ради людей, что будет относиться к ним лучше, чем танская династия Ли, и что им нечего бояться. Но вскоре все стало плохо. Уже через несколько дней по всему городу начались грабежи и убийства. Среди хаоса Хуан Чао провозгласил себя императором.

Тем временем император Сицзун - как и Сюаньцзун когда-то - укрылся в окружённой неприступными горами провинции Сычуань, в городе Чэнду. Вот только на сей раз под рукой не оказалось наложницы, которую, как Ян-гуйфэй, можно было бы обвинить во всех неурядицах государства. Поэт Вэй Чжуан даже написал стихотворение, высмеивающее такой поворот судьбы:

Жена и наложница - в чём разница?

Раньше это было тут , в посте про китайские имена, но из-за размера вынесла в отдельный пост. Китайское общество, даже при наличии института...