четверг, 3 октября 2019 г.

Символика цвета в гриме Пекинской оперы

Одна из наиболее узнаваемых особенностей Пекинской оперы - разноцветный грим на лицах актёров. Его цвет и узоры несут символическое значение и восходят к древней традиции раскраски лиц воинами.

Грим в китайской опере (помимо Пекинской, существует ещё целый ряд разновидностей китайских оперных традиций) начал использоваться не позднее эпох правления династий Сун (960-1279) и Юань (1271-1368), об этом свидетельствуют раскрашенные лица на фресках в гробницах. Во времена династии Мин (1368-1644) качество рисунка и используемых красителей значительно улучшилось, что и привело к возникновению огромного ряда различных вариаций грима, используемых сейчас в Пекинской опере.


Красный: обозначает положительного персонажа с такими чертами, как верность, праведность и храбрость. Красный также может означать ум и процветание. Пример: Гуань Юй.


Пурпурный: иногда используется вместо красного. Сам по себе, пурпурный обозначает справедливость, мудрость и находчивость. Пример: Лянь По.

Чёрный: означает, что персонаж нейтрален, а также часто груб и свиреп. Также означает беспристрастность и прямоту, верность и честность. Пример: Чжан Фэй.



Синий: обозначает нейтралитет. Может символизировать упрямство, хитрость и свирепость. Синий цвет показывает, что персонаж твёрд в своих убеждениях, верен и держится своей стороны, чтоб ни случилось. Пример: Сяхоу Дунь.

Зелёный: означает, что персонаж яростен, импульсивен и лишён самоконтроля. Может также означать рыцарственную натуру. Пример: Чжэн Унь.

Жёлтый: говорит аудитории о том, что персонаж жесток. Жёлтый также означает злого, лицемерного, амбициозного или пронырливого человека. Пример: Тусин Сунь.



Белый: символизирует обман и злобу. Такие персонажи - зловещие, злые, ловкие, вероломные и подозрительные. Каждый, кто носит белый грим, обычно злодей. Пример: Цао Цао.

Золотой и серебряный: показывают аудитории, что перед ней - сверхъестественное существо - бог, демон, призрак или дух. Эти цвета означают загадочность и отстранённость. Пример: Будда Шакьямуни.

Для клоунов и юмористических персонажей используется особый макияж - сяохуалянь ("маленькое окрашенное лица"): гримом покрывается только небольшой участок кожи в центре лица. Пример: Цзян Гань.

Источник изображений: http://www.paulnoll.com/China/Opera/index.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Жена и наложница - в чём разница?

Раньше это было тут , в посте про китайские имена, но из-за размера вынесла в отдельный пост. Китайское общество, даже при наличии института...