Юноши-проститутки и фрейлины в борделе, ок. 1810
Утагава Тоёкуни 1
На этой гравюре изображены придворные дамы из сёгунского дворца, развлекающиеся в весёлом доме. Можно увидеть, как отличались причёски женщин и причёски одетых и причёсанных по женской (вернее, девичьей) моде юношей-проституток кагэма. На первый взгляд задача отличить мужчин от женщин тут кажется практически неразрешимой, но на самом деле, если знать, на что обращать внимание, то всё не так сложно: кагэма выдают выбритые макушки, характерные для юношеских причёсок, полуприкрытые прядями передней части причёски - маэгами. Эти "лысинки" хорошо видны при просмотре изображения в полном размере:
Дворцовые фрейлины на гравюре носят типичную для них причёску кацуяма, напоминающую ручку от чайника: волосы уложены сзади широкой приподнятой петлёй. Женщины-"официантки" - одна, в центре, с марумагэ, вторая, наливающая чай, - с цубуши-шимадой.
Выбритая верхняя часть головы и длинные волосы на лбу - это отличительный признак причёски, характерной для возраста вакасю (若衆), что буквально переводится как "молодой человек". Вакасю - японский исторический термин, обозначающий мальчика-подростка, уже миновавшего возраст, когда волосы на голове частично сбривают (5-10 лет; формальное окончание детства и начало обучения или работы), но ещё не достигшего совершеннолетия - гэмпуку (元服) (15-20 лет). В возрасте вакасю носили особую причёску: выбривали небольшой участок на темени, но оставляли длинными пряди спереди, сзади и по бокам головы. После церемонии совершеннолетия длинные пряди надо лбом сбривали, создавая таким образом взрослую причёску - узел-тёнмагэ.
В связи с распространением мужской проституции причёска вакасю стала характерной и для кагэма: сексуальные отношения между двумя взрослыми мужчинами расценивались обществом как непристойные, поэтому такие причёски носили кагэма вне зависимости от своего реального возраста, "кося" под подростков.
На гравюре ниже хорошо видна разница между причёсками женщины, юноши и взрослого мужчины:
Тории Киёнага ( 1752-1815)
Пара в одежде комусо под ивой (фрагмент)
Исода Корюсай (1735 - 1790)
На гравюре ниже тоже изображён кагэма. Юношеская "тонзура" у него не видна, но зато здесь присутствует другой опознавательный признак кагэма - носки-таби. Они же, кстати, есть и на первой гравюре в начале поста. Женщины-юдзё (т.е. проститутки) не носили таби, это было одним из отличительных признаков их профессии. На укиё-э они изображаются либо босиком, либо в обуви на босу ногу.
Утагава Кунисада I (Тоёкуни III)
@nadeshicorin
Очень рекомендую заглянуть в твиттер этого артера: осовремененные перерисовки изображений с укиё-э в сопровождении познавательных комментариев (правда, на японском).
Художники, рисовавшие укиё-э, меньше всего хотели бы ввести в заблуждение покупателей своих работ, поэтому в сомнительных случаях они всегда добавляли ключи, помогающие идентифицировать пол. И если это не причёска, то кокетливо выставленная нога в носке (а в случае актёров кабуки в женских образах - крупный герб-мон актёрской династии).
Aoimevelho, спасибо Вам за очень интересный пост!
ОтветитьУдалитьДо этого я не слышала о кагэма, но теперь со знанием дела посмотрела аниме "Дочь Хокусая" :)
Рада, что пост понравился!
УдалитьУ меня "Дочь Хокусая" уже давно в планах на просмотр, но всё никак не выкрою времени - жизнь бьёт ключом, и в основном по голове. Не знала, что там есть кагэма
Это потрясающий пост.Он прояснил многие детали на моих гравюрах
ОтветитьУдалитьНо есть маленькая неточность.на гравюре "Кагэма, из серии "Звёзды и иней: современные обычаи"
белая точка на волосах это не следы "тонзура" а видимый кусочек заколки,шпильки(продлите шпильку от начала до конца и вы увидите ее пересечение в белой точке).
И все же согласно каталогу Сеикадо, эта фигура может быть идентифицирована как мужчина по таби (носкам), привязанным к лодыжкам.
Посмотрите description по вашей ссылке.С нетерпением жду ваших новых публикаций по японской гравюре(музей Бостон)
Прошу прощения, только сейчас увидела комментарий. Спасибо за эту информацию! Обновила пост.
Удалить