четверг, 14 марта 2013 г.

Документальный фильм "Life as a Tayu - Diva beyond Geisha"

Документальный  фильм "Life as a Tayu - Diva beyond Geisha" из цикла "Forbidden Kyoto" (2012) канала NHK World рассказывает о таю - японских куртизанках и артистках. На сегодняшний день в Японии, в квартале Шимабара (島原, яп. симабара) в Киото осталось лишь несколько таю, и они - последние таю Японии. К сожалению, ни у одной из них нет учениц, поэтому их искусство и уникальные традиции обречены уйти вместе с ними. 

Слева направо: Кисараги, Фурисодэ и Усугумо - последние таю Японии. Киото, 2008

Не следует путать таю с гейшами (в отличие от таю, гейши - не куртизанки) и с ойран (они отличаются статусом, местом и временем возникновения и расцвета, и т.д., кроме того, понятие "таю" несколько более узкое). Естественно, после закона 1957 года, запретившего проституцию в Японии, таю не оказывают сексуальных услуг. Впрочем,  изъятие сексуальной составляющей  мало повлияло на их функции и образ жизни: в рафинированной, аристократической культуре таю секс всегда оставался чем-то третьестепенным.

Кисараги-таю

Фильм  "Life as a Tayu - Diva beyond Geisha" предоставляет редкую возможность посмотреть, как Кисараги-сан вместе с двумя другими таю принимает участие в торжествах, посвящённых памяти знаменитой Ёшино-таю, общается с гостями, исполняет танец, а также увидеть её без грима и "рабочего" наряда и послушать небольшое интервью с ней. Насколько я знаю, это единственный документальный фильм про таю на сегодняшний день.
(К сожалению, фильм выдержан в стиле "personal approach", поэтому значительная его часть посвящена душевным страданиям корреспондентки - финалистки американского конкурса красоты, исполняющей гавайские танцы. Чёрт побери, в документальном фильме про таю я хочу смотреть про таю, а не про унылые терзания какой-то девицы!) 

Тем не менее, фильм интересный, и его стоит посмотреть:


Кадры из фильма:
Процесс создания причёски. Да, то, что на голове у таю, - это не парик, это их собственные волосы. 
Современные гейши, как правило, носят парики. Только майко - ученицы гейш, - и таю по-прежнему сооружают традиционные причёски-нихонгами из собственных волос.

Гребень-куси и многочисленные шпильки-кандзаси в причёске таю крупным планом. Из-за украшений вес причёски таю достигает 3 кг (хотя, глядя на фото, кажется, что и больше). 

Кисараги-сан во время исполнения танца.

Кисараги и девочки-камуро. Сейчас детский труд  в Японии запрещён, поэтому девочки просто исполняют роли прислужниц и учениц таю, а в старину из камуро таю готовили себе смену.
Количество камуро свидетельствовало о статусе:  в отличие от ойран и таю, куртизанкам рангом пониже полагалась только одна камуро. (Впрочем, куртизанки научились обходить это правило, отговариваясь тем, что вторую камуро им на время "одолжила" подружка. )

Обувь таю - кома-гэта.  Высота кома-гэта у токийских ойран на рубеже 19-20 вв. могла достигать 45 см. Такая высокая обувь не только являлась одной из отличительных особенностей костюма куртизанок, но и выполняла сугубо утилитарную функцию: так уменьшалась опасность запачкать драгоценные одеяния в дорожной пыли или забрызгать в дождь, ведь по улицам весёлых кварталов они передвигались исключительно пешком.

Отличительная черта японских куртизанок - они носят гэта без носков-таби, что было совершенно недопустимо для "добропорядочной" японки. Даже сейчас кимоно в Японии носят только с таби, а сандалии-гэта на босу ногу можно надеть лишь с неформальным летним халатиком-юкатой. Гэта, одетые на босу ногу, служили одним из признаков профессии проститутки.

Возвращаясь к моему предыдущему посту Гейши и проституция: "чёрная легенда": гейши и майко всегда ходят в белоснежных таби, одеть гэта или окобо на голую ступню для них немыслимо. Ещё одна деталь, подчёркивающая отличие гейш от куртизанок.

Торжественный проход таю по улицам Киото. Зонт - не только и не столько защита от солнца, сколько показатель высокого общественного положения: ранг таю в иерархии императорской Японии соответствовал рангу даймё - правителя провинции.

Ещё один знак высокого положения таю - три полоски незакрашенной кожи на шее (так, гейши и майко носят три полоски только по праздникам, а в обычные дни количество полосок сокращается по двух). 


Источники фото:
http://www.flickr.com/photos/39486434@N03/
http://www.flickr.com/photos/upsidedownglass/
http://www3.nhk.or.jp/nhkworld/english/tv/featured/fk/index.html

5 комментариев:

  1. Большое спасибо за столь подробную и интересную статью.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада, что статья оказалась интересной!

      Удалить
    2. Однако...Разве не работают помимо трех, указанных вами, таю другие?
      Известные как Тсукаса и Ханаоги и Вакагумо - сан или они уже "подали в отставку".

      Удалить
    3. Про Вакагумо-таю мало информации. Она не слишком молода, и на фото последних лет я её не вижу, поэтому, скорее всего, она оставила профессию, хотя 100% подтверждения этому я не нашла.
      Цукаса-таю и Ханаоги-таю "вышли в отставку" где-то до 2007-2008. (Кажется, Фурисодэ-таю была ученицей Ханаоги-таю.)

      Ещё из последних таю - Ханагумо, не так давно работавшая вместе с Кисараги, Усугумо и Фурисодэ, но она вышла замуж за фотографа Питера Макинтоша. (Он открыл в Киото бар и назвал его "Ханагумо" в честь жены.)

      Так что на сегодняшний день только Кисараги, Усугумо и Фурисодэ продолжают работать и выступать.

      Удалить
  2. спасибо огромное за очень интересные посты. Вот какой вопрос в связи с таю, нигде не могу найти информацию, так как не владею японским. Если с майко-гейко и простыми смертными понятна традиция выбора длины рукавов по возрасту, то с таю вопрос: когда учикаке фурисодэ, а когда с укороченным рукавом как томесодэ? На фото начала 20 века рукава у них в основном короткие. На некоторых современных фото Кисараги таю в учикаке с длинными рукавами, и это явно не период ученичества, так как таю она стала в 15. И Фурисодэ-таю тоже на некоторых фото в учикаке с длинными рукавами. То есть это таю, которых я узнаю на фото, это не стилизации, а реальная практика женщин, для которых традиция и правила - это "все". А на гравюрах 18 и19 века и вовсе путанница - очень многие куртизанки изображены в кимоно с рукавами фурисодэ, при этом никакой "детскостью" не пахнет. А другие с коротким рукавом. И при этом у всех пояс спереди - это не гейко. Буду очень признательна если сможете прояснить вопрос.

    ОтветитьУдалить