Раньше это было тут, но из-за размера вынесла в отдельный пост.
Третий сын императора Сюаньцзуна, Ли Хэн воспитывался бездетной императрицей Ван. Императрица Ван была низложена из-за интриг любимой наложницы императора, У-хуэйфэй, и умерла спустя всего три месяца. Через несколько лет скончалась и биологическая мать Ли Хэна, наложница Ян. Отсутствие матери означало, что у Ли Хэна не было опоры в императорском гареме - в ту пору для принцев такая опора была очень важна.
Музыка, сочинённая неизвестным композитором эпохи Тан в память о низложении императрицы Вэй в 710 г.
Сюаньцзун хотел сделать свою любимую У-хуэйфэй императрицей, но она происходила из того же рода, что и ненавидимая конфуцианцами женщина-император У Цзэтянь. Все советники резко воспротивились идее получить императрицу У v2.0, и Сюаньцзуну пришлось к ним прислушаться.
Не сумев стать императрицей, У-хуэйфэй вступила в союз с Ли Линьфу (дальним родичем императора): она способствовала его назначению правым канцлером, а он обещал сделать её сына, Ли Мао, наследным принцем.
Есть такая китайская идиома 口蜜腹剑 "во рту - мёд, в животе - меч", т.е. двуличный и коварный человек (примерно то же самое, что "поцелуй Иуды"). Впервые эту фразу использовал один из современников Ли Линьфу, описывая его характер.
Это был 881 год, сумерки Великой Тан: восстание Хуан Чао. Император Сицзун бежал на юг, и мятежники взяли столицу, Чанъань. Словно бы вновь повторились события 125-летней давности, когда император Сюаньцзун точно также бежал от Ань Лушаня.
Поначалу жители Чанъани не испытывали страха: Хуан Чао провозглашал, что сражается ради людей, что будет относиться к ним лучше, чем танская династия Ли, и что им нечего бояться. Но вскоре все стало плохо. Уже через несколько дней по всему городу начались грабежи и убийства. Среди хаоса Хуан Чао провозгласил себя императором.
Тем временем император Сицзун - как и Сюаньцзун когда-то - укрылся в окружённой неприступными горами провинции Сычуань, в городе Чэнду. Вот только на сей раз под рукой не оказалось наложницы, которую, как Ян-гуйфэй, можно было бы обвинить во всех неурядицах государства. Поэт Вэй Чжуан даже написал стихотворение, высмеивающее такой поворот судьбы:
В 755 г. на северо-востоке империи Тан вспыхнуло восстание под предводительством генерала Ань Лушаня. Мятежники захватили сначала Восточную столицу - Лоян, а в 756 взяли и Западную столицу - Чанъань. Император Сюаньцзун бежал на юго-запад, в окружённую неприступными горами провинцию Сычуань (оранжевая стрелка на карте ниже). Тем временем наследный принц Ли Хэн (император Суцзун) отправился на северо-запад, в приграничный город Линъу, и, при поддержке остававшихся верными генералов северо-западных армий, попытался организовать сопротивление.
К началу 757 большая часть Северного Китая оказалась в руках мятежников.
В январе 757 в попытке прорваться на юг Китая восставшие осадили город-крепость Суйян. Осада Суйяна осталась в истории как пример решимости осаждённых сражаться до последнего человека - а также как пример массового каннибализма в осаждённом городе.