понедельник, 4 июня 2018 г.

Сякухати, отокодатэ и оннадатэ

Актёр-отокодатэ Госяку Сомэгоро играет на сякухати,  1845 
Итиюсай Куниёси  (1797 - 1861)

В кабуки сякухати была не только частью образа бродячего монаха, но ещё и стала одним из отличительных признаков амплуа отокодатэ - благородного простолюдина, наряду с одним мечом (лишь самураям позволялось носить два клинка - катану и короткий танто). 

Словом "отокодатэ" (男伊達) назывались отряды городских смельчаков, сформировавшиеся для защиты простых людей от произвола низкоранговых самураев. Отокодатэ, взимавшие плату за покровительство, т.е. занимавшиеся, по сути, рэкетом, являются предками современной якудза. Истории про отокодатэ были очень популярны в эпоху Эдо: считалось, что они заступаются за несправедливо обиженных и защищают слабых. Один из наиболее известных отокодатэ в кабуки - Сукэроку из пьесы "Чёрная рука, или соперничество в весёлом квартале" (Куротэгуми курува-но татэхики):


Сюжет пьесы вращается вокруг попыток героя вернуть похищенный семейный меч: удалец Сукэроку бродит по городу и затевает ссоры с каждым встречным, заставляя воинов и горожан хвататься за оружие и неизменно терпеть поражение. Всё это - чтобы увидеть, какой меч они вытащат. В то же время  между Сукэроку и злобным старым самураем Хигэ-но Икю разгорается соперничество за любовь прекрасной куртизанки Агэмаки... 

Гравюр, изображающих персонажей-отокодатэ с мечом и сякухати, существует великое множество. Мне очень нравится вот эта - актёр-отокодатэ в кимоно с щеночками:


Отокодатэ, по крайней мере в кабуки, также использовали сякухати и по "боевому" назначению:



Утагава Ёситора

Одна из наиболее известных пьес про "благородных простолюдинов" - "Кариганэ гонин отоко", герои которой - пять воров из Осаки (они же - "Пятеро из Нанивы"): Кариганэ Бунсити, Каминари Сё:куро:, Гокуин Сэнэмон, Хотэй Итиэмон и Ан-но Нэйбэй. Как и многие пьесы кабуки, эта также позаимствовала сюжет из жизни. На основе реальной истории осакской пятёрки разбойников было написано несколько пьес для кукольного театра бунраку и для кабуки. В действительности эти пятеро были обыкновенной воровской шайкой, но авторы пьес превратили их в доблестных робин гудов, защитников простого народа. Обратите внимание - все герои изображены с мечом-катаной и сякухати:


Разбойник Кариганэ Бунсити (雁金文七) был обезглавлен в 1703. Про него рассказывали, что он был искусен в игре на сякухати и обучал игре на ней своих последователей. В конце концов он отказался от исполнения на сякухати, но продолжил использовать её уже по-другому: изменяя длину инструмента и используя толстую прикорневую часть бамбука, он создал эффективное оружие, которым можно сражаться. Такая уловка позволяла обходить законы сёгуната, ограничивающие распространение оружия среди несамурайского населения: по сути, это была дубина, замаскированная под флейту.

На волне успеха "Кариганэ гонин отоко" вскоре была сочинена пьеса-пародия "Соно на номи кариганэдзомэ", или "Кариганэ гонин онна", где главные герои - женщины, вернее, одна женщина - воровка Ханаока, меняющая по ходу действия обличья и имена. И вот уже эта самая Ханаока появляется на сцене с мечом и сякухати, символизирующими её роль оннадатэ (женский вариант отокодатэ):

Утагава Кунисада I (Тоёкуни 3) (1786–1864)

Утагава Куниёси (1797–1861)

Такая смена пола персонажей была популярна не только в кабуки, но и у японских художников. Даже сурового основателя дзэн-буддизма Бодхидхарму\Даруму изображали в облике красавицы (что доказывает, что правило 63 и gender bending отнюдь не являются изобретением эпохи интернета). Вот, например, мужественный Сукэроку, превратившийся в женщину. Вернее, это не Сукэроку, а куртизанка Агэмаки из той же пьесы, переодетая в него (объект пародирования недоумённо взирает на это "безобразие" с картинки в левом углу). Учитывая, что на самом деле под личиной отокодатэ Сукэроку скрывается один из братьев Сога, получается переодевание в квадрате.

Утагава Тоёкуни I

Одна из наиболее известных оннадатэ - Якко-но Коман из пьесы "Сугата курабэ дэири-но минато", опять-таки сочинённой по мотивам реальных событий. Сюжет этой пьесы вращается вокруг вражды двух банд отокодатэ, одну из которых возглавляет Курофунэ Тю:эмон, отец Якко-но Коман, другую - Гокумон Сё:бэй. Отец Коман хочет выдать её замуж против воли за своего сторонника Горохати, но тот влюблён в куртизанку Такигаву. Сё:бэй, в свою очередь, также в неё влюблён. Когда Такигава сбегает из курува ("весёлого квартала") на встречу с Горохати, который прячется в доме Тю:эмона, Сё:бэй следует за ней, ссорится с Тю:эмоном и убивает его.


После смерти  Тю:эмона  Якко-но Коман продолжает его дело в качестве предводительницы группы отокаодатэ и мстит убийце отца. Её приключениям посвящено несколько других пьес, пересказов содержания которых, я, к сожалению, не нашла, хотя почитать было бы очень любопытно.

Утагава Кунитэру (1829-1874)

Якко-но Коман - историческое лицо. Собственно, "Якко-но Коман" - это прозвище, а настоящее имя этой незаурядной женщины было Миёси Оюки. Она так и не вышла замуж, возможно потому, что не хотела повторить судьбу матери: после того, как отец выкупил куртизанку и женился на ней, матери пришлось до конца дней прислуживать им, как простой служанке. Очевидно, Коман вела жизнь оннадатэ, но в то же время была искусна в поэзии, живописи и каллиграфии. Свои дни она окончила буддийской монахиней. Писатель Такидзава Бакин (1767 - 1848) записал в дневнике, что встречался с Коман, когда ей было за 70, и был впечатлён её эрудицией. 

Утагава Кунисада 1 (Тоёкуни 3) (1786–1864)

Сюнбайсай Хокуэй
Утагава Кунисада I (Тоёкуни III) (1786 - 1864) 

Постепенно сякухати стала настолько знаковым атрибутом оннадатэ, что гейша Масадзи, изображающая Якко-но Коман на фестивале в Гионе, пренебрегла мечом, но держит в руках флейту:

Масадзи из Мидзутия изображает Якко-но Коман, из серии "Костюмированный парад на фестивале Гиона" (Гион микоси хараи, нэримоно сугата

Комментариев нет:

Отправить комментарий