среда, 27 января 2016 г.

Флейта сяо: советы по выбору и покупке

Решив приобрести свою первую сяо, я провела большую подготовительную работу, прочитала всё, что могла найти об этих флейтах в русском и англоязычном интернете (увы, это ). Немалое время ушло также на выбор посредника для таобао. (Остановилась на этом, которым с тех пор и пользуюсь.) Почему таобао, а не алиэкспресс? Потому, что продавцов традиционных инструментов на алиэксперсс раз-два и обчёлся, а у тех, что есть, я бы ничего не рискнула покупать - даже на промо-фото лабиумы флейт в занозах: сувениры для лаоваев. Почему не ибэй или какой-нибудь русский магазин, специализирующийся на этнических музыкальных инструментах? На ибэе цены отличаются от таобао в разы. А русским магазинам не доверяю с тех пор, как несколько лет назад мне продали занозистые "дрова" вместо пимака и даже не вернули деньги за отправленный обратно товар. Кроме того, и там, и там очень маленький выбор и очень велик риск получить по завышенной цене нестроящий сувенир вместо музыкального инструмента.

На таобао можно найти сяо за сущие копейки. Конечно, нет гарантии, что такая флейта вообще заиграет. Впрочем, самые популярные сяо, с наибольшим количеством положительных отзывов - как раз из недорогого сегмента. Однако высокий рейтинг - не 100% надёжный показатель при выборе музыкального инструмента, и лучше не соблазняться низкой ценой.

Я дополнительно перестраховываюсь и выбираю флейты только на tmall.com - это тот же таобао, но здесь свои товары предлагают магазины, а не индивидуальные продавцы.

Из мастеров часто рекомендуют Дун Сюэхуа (董雪华, Dong Xue Hua) и Се Бина (解兵, Xie Bing). Оба - известные изготовители бамбуковых флейт дицзы (сейчас в русских интернетах нередко встречается калька с английского - дизи), они же ди, и сяо. Их флейты можно приобрести как на таобао, так и в магазинах, специализирующихся на китайских музыкальных инструментах: redmusicshop.com и easonmusicstore.com. Эти два магазина имеют хорошую репутацию, поэтому, если не хотите возиться с таобао, можете смело заказывать флейты там.

(Видела отзыв, что на сяо от Дун Сюэхуа играть сложнее, чем на сяо от Се Бина. Сравнить не могу, т.к. сяо от Се Бина у меня нет, но учиться на сяо G от Дун Сюэхуа  мне действительно было более сложно, чем на F от Zhengya Instruments, хотя по идее должно было быть наоборот - G считаются более простыми в освоении, чем F.)

6 или 8 игровых отверстий:


Практически все сяо представлены в 6ти- и 8мидырочном исполнении и в ключах G и F, т.е. соль и фа (имеется в виду нота, получаемая при закрытии двух, а на 8мидырочной флейте - трёх верхних отверстий). При заказе нужно обязательно уточнять, какую вы хотите. Вариант с 6ю игровыми отверстиями - классический (если не ошибаюсь, аппликатура такая же, как у дицзы). Вариант с 8ю - более современный, на нём легче брать некоторые аппликатуры и вообще легче играть.

G или F:


Как правило, новичкам советуют выбирать сяо в ключе G, и правильно делают: F сложнее для игры, требуют большего объёма лёгких, к тому же у F игровые отверстия для пальцев расположены гораздо дальше друг от друга. На сайтах продавцов часто висят предупреждения: "если рост ниже 165 см (особенно если вы женщина) - не покупайте F!". Для меня с моими 155 см роста проблему при игре на F представляет длина рук. Кисть правой, "нижней" руки поначалу ощутимо болела, т.к. её приходится выворачивать под неудобным и непривычным углом, потом всё же растянулась, но неудобство осталось. Я впервые столкнулась с такой проблемой: растяжки пальцев и длины рук мне хватает и для блокфлейты альт, и для пимака. Впрочем, знала, что рискую, поэтому и выбирала свою первую F подешевле - чтоб не так обидно было, если не смогу играть по анатомическим причинам.

Стоит отметить ещё, что  F более тихие, чем  G.

Сяо из цельного куска бамбука или разборные сяо - из 2х и 3х частей:


Я бы рекомендовала сяо из 3х частей. Во-первых, из-за стоимости пересылки и риска повреждения при доставке. Во-вторых: если планируете путешествовать с сяо на самолёте, учтите - флейта из 2х частей не влезает в чемодан (если это не какой-нибудь супер-мега-длинный чемодан), а с перевозкой в салоне могут возникнуть проблемы: она превышает максимально допустимые габариты, и при этом не является разрешёнными к перевозке тростью или зонтом.

Поскольку флейты сяо изготавливаются из длинного, тонкого (и тонкостенного) бамбука, в сухом климате они часто пересыхают и трескаются. Конечно же, хотелось этого избежать. Более устойчивыми к растрескиванию вроде считаются неразборные сяо, из цельного куска бамбука, но такая точно сломается в пути (ещё бы, тонкая бамбучина около метра), да и доставка влетит в копеечку. Что касается сяо из двух и из трёх частей: с одной стороны, больше сочленений - выше риск растрескивания, т.к. нарушается структура материала. С другой - стыки разборных сяо проклеены и усилены металлическими кольцами: по идее, это укрепляет флейту. Так или иначе, ни одна из моих сяо не растрескалась, несмотря на переезды, путешествия и длительные периоды простоя, когда у меня просто не доходили до них руки, и они печально пылились в углу. Храню я сяо в их родных бархатных чехольчиках, без всяких хитростей вроде полиэтиленовых пакетов с влажными тряпочками внутри - видела я и такие советы. Правда, в моей квартире довольно влажно, к тому же зимой я всегда включаю увлажнитель.

Покупка:


Поскольку опробовать флейту лично при покупке онлайн, по понятным причинам, не представляется возможным, моими основными критериями выбора на tmall являются:

- цена (не слишком низкая относительно медианы);
- количество покупок и средняя оценка покупателей;
- отсутствие украшений (всяких росписей, золота, резьбы и т.п.: слишком вычурная флейта - это сувенир, это не для игры). У инструментов "для игры" есть, как правило, "стандартный набор": стихотворение или каллиграфическая надпись, клеймо с именем мастера и подвеска-кисточка - всё;
- в отзывах (гугл транслэйт в помощь) я проверяю, что жалоб на растрескивание нет или мало;- важно, чтобы продавец специализировался на традиционных музыкальных инструментах (желательно только на бамбуковых флейтах), а не имел в ассортименте сборную солянку - от чая до пылесосов.

Конечно, от ошибок никто не застрахован, но, если следовать этим правилам, то шанс приобрести хороший инструмент существенно возрастёт.

Обучение игре на сяо - не самый лёгкий и быстрый процесс. В случае трудностей важно быть уверенным, что проблема не в бракованном или некачественном инструменте - а в вас. Иногда, чтобы убедиться в этом, приходится сменить инструмент, и даже не один. Кроме того, флейты разных производителей отличаются по лёгкости освоения. Флейта может прекрасно звучать, но новичку с ней управится будет сложно. Поэтому не стоит покупать для обучения профессиональную флейту из самых дорогих, если за те же деньги можно купить две-три неплохих сяо из среднего ценового сегмента.


Мои сяо:


1) http://detail.tmall.com/item.htm?spm=a220m.1000858.1000725.11.QIMbOw&id=18892097273&user_id=1599160977&is_b=1&cat_id=50039505&q=%F3%EF&rn=baaddc53d5856083944cf995c820c7ea


Итак, моя сяо №1 - 8 дырок, тональность F, из 3х частей. Клеймо 正雅 Zhengya Instruments - название фабрики. Очень недорогая (¥128), но зато с первой страницы поиска: с рейтингом 4.9, купленная 2209 раз и с очень хорошими отзывами. В комплекте - книжка с нотами (не европейскими, а в цифровой нотации цзяньпу), футляр (фиговенький, но за такую цену я лучшего не ожидала), чехол из красной бархатистой ткани и неизменная спутница сяо - алая кисточка-украшение.



Увы, эта флейта приехала повреждённой: оказалась проломленной бамбуковая мембрана на свистковой части. Тут есть и промашка посредника - он делал фото всех товаров в заказе, и, видимо, не упаковал потом флейту как следует, и моя вина - не предупредила, с какой стороны у флейты "свисток" и что его надо паковать наиболее тщательно и не класть в самый угол коробки, и нашей почты  - ну не может она обращаться с посылками бережно! К счастью, сам лабиум не пострадал. (Повреждение удалось устранить - на фото выше видны следы склеивания.)

Что касается качества изготовления: царапин, трещин или заноз нет, лабиум ровный, дырки аккуратные, в собранном виде - никаких зазоров между сочленениями, ничего не болтается. Если очень придираться: смазана немного золотая краска у клейма, и стихотворение на верхнем сегменте не строго по центру. Не такая ладная и отполированная по сравнению с сяо №2, но ничего критичного или бросающегося в глаза.


К моему удивлению, на этой сравнительно дешёвой сяо, к тому же F, учиться играть оказалось гораздо легче, чем на второй, от вроде бы хорошего мастера. Именно из неё мне удалось извлечь первые ноты. Не знаю, особенность ли это данной конкретной флейты, или всех флейт данного изготовителя. Но зато играть 2ю октаву было так сложно, что я долгое время считала эту сяо бракованной. (Нет, с сяо всё оказалось в порядке - проблема была во мне. Но мне потребовалось сначала научиться играть ноты с передувом на G и на другой F, прежде чем я смогла нормально извлекать их из этой сяо.)

Звук мягкий, завораживающе красивый, бархатистый, по глубине даже напоминающий сякухати. Тихий, что лично для меня плюс: в ансамбле не играю, а с соседями отношения портить не хочу. Очень отзывчивая, позволяет легко управлять громкостью. При игре возникает чувство, что флейта поёт сама - как ни дунешь, всё красиво. 

Выгравировано стихотворение поэта Цзинь Цзюаня (金涓, 1306-1382) "Южное окно", про выходящее на юг окно кабинета, из которого виден заснеженный бамбук (весьма в тему, учитывая, что флейте пришлось приехать из тёплого Ханчжоу в северный Питер):

南窗不受北风寒,
笔砚供吟对景安。
最喜手攀檐前竹,
雪中犹胜作花看。

Мой вердикт: отличный вариант для знакомства с сяо и освоения особенностей звукоизвлечения, как инструмент в коллекцию - чтоб иногда поиграть, или для исполнения медитативных композиций. Возможно, начинающему для серьёзных занятий лучше приобрести другой инструмент - такой, где легче играется вторая октава. Впрочем, вполне возможно, что G данного производителя лишены тех недостатков, с которыми мне пришлось столкнуться на F.

2) http://detail.tmall.com/item.htm?spm=a1z10.5.w4011-3318264181.44.XlHvMO&id=15385601818&rn=55c2219744430c18dd9f999fd872577e

Сяо №2 - 8 дырок, ключ G, из 2х частей, ¥298, от мастера Дун Сюэхуа (вот она же на www.redmusicshop.com).


В комплекте: мягкий, но плотный футляр, тряпичный бархатный чехол и украшение-кисточка (пушистая, с симпатичной бронзовой монеткой).


Сама флейта в собранном виде сантиметров на 10 - 15 длиннее первой. Очень вкусно и сладко пахнет бамбуком. (Первая тоже пахла бы, но после ремонта больше чувствуется запах клея.) На фото продавца бамбук красивый, золотистый, но на самом деле по цвету он ничем не отличается от №1: такой же тёмный, серовато-коричневый. Оформление этой сяо выполнено поаккуратнее, чем у №1, придраться не к чему. Всё более гладкое, более солидное.

Выгравированы стихи Ли Бо (Ли Бая, 701-762) "Прощание с Мэн Хаожанем":

故人西辭黃鶴樓,
煙花三月下揚州。
孤帆遠影碧空盡,
唯見長江天際流。

К западу от Башни Жёлтого журавля я прощаюсь с другом:
он отправляется в Янчжоу в третий месяц, когда дымкой окутаны цветы.
Одинокий парус растворяется в бескрайней синей пустоте,
и вот я вижу только реку Янцзы, сливающуюся с небом на горизонте.

Отверстия расположены достаточно близко, почти как на блокфлейте. Звук мелодичный, негромкий, но звонкий.

Извлекать звуки из этой сяо мне поначалу было гораздо труднее, чем из 1й. Я училась играть сначала на первой сяо, потом уже начинала тренироваться на этой. Сяо №1 поначалу казалась намного проще в обращении и снисходительнее к новичку. Но эта качественней, что чувствуется. Особенно заметна разница на 2й октаве - вторую октаву легче осваивать было тут. Учитывая, как сложно научиться на сяо брать ноты с передувом,  - это критично для обучения.

В целом - качественная флейта, хороший вариант для серьёзных занятий.






3) http://item.taobao.com/item.htm?id=43800504161 от изготовителя 虚心竹乐旗舰店


На этот раз я искала хорошую F, тк на прежней F у меня постоянно возникали трудности при игре нот с передувом.

По отзывам домочадцев, звук у новой сяо гораздо громче, чем у первой F. Громкость сяо зависит от толщины (т.е. возраста) бамбука. Для сравнения, слева новая сяо, а справа - моя первая F, от Zheng Ya Instruments:



Новая длиннее старой сантиметра на три. К сожалению, отверстия для правой руки расположены примерно на полсантиметра ниже. Вроде и немного, но приходится заново растягивать кисть. Зато самое нижнее отверстие расположено так, что его проще закрывать. Так что, в общем, особого неудобства я не ощущаю.

Ещё заметила любопытную особенность: у всех сяо, которые мне доводилось видеть раньше, корневая часть была внизу; у этой же наоборот - верхний, "свистковый", сегмент выточен из более широкой и толстой корневой части, а книзу флейта сужается.


Выбирала я флейту по отзывам и рейтингу, но, признаюсь, в выборе дизайн сыграл основную роль: никакого золота, и даже приложенная кисточка - коричневая, а не красная, как обычно.

Дизайн не подвёл, а вот качество изготовления - увы. Собирается-разбирается флейта с трудом. Латунные трубки на стыках с такими острыми краями, что можно порезаться. И ещё на них вот такие зазубрины:


Спустя несколько месяцев одно из латунных сочленений выпало оттуда, где оно было вклеено в бамбук, одновременно намертво застряв в металлической втулке, в которую оно по идее должно вставляться. На звук и возможность собирать\разбирать флейту это не повлияло, но всё же... Но нет худа без добра - на застрявшем конце располагались самые острые и страшные зазубрины.

Весь нижний сегмент флейты - в щербинах из-за повреждённой поверхности бамбука. Хорошо хоть, они в основном сконцентрированы на нижней стороне и не так бросаются в глаза:


Даже на клейме "оспина":


Но главное, что лабиум аккуратный и идеально гладкий.  

Сам инструмент, в принципе, неплохой, хотя начались наши отношения с моего предубеждения: не верилось мне, что некачественно изготовленная сяо будет хорошо звучать, всё-то я искала какой-то подвох. Но со звуком всё оказалось неплохо: глубокий и яркий, верхи играются легко, низы не сипят. Именно на этой сяо я наконец-то научилась правильно играть ноты с передувом. На какое-то время эта сяо стала моим основным инструментом для занятий. 

Но личные отношения у меня с ней не сложились: при сравнении с F от Zheng Ya Instruments она сильно проигрывает по красоте звука. Звук чистый, ровный, глубокий - но нет в нём того, чего я жду от сяо. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий